Спецкомиссия начала расследование причин авиакатастрофы в Калачево
Бывший военный летчик готовил профессиональную спортсменку к соревнованиям, но что-то пошло не так. Хроника событий, версии причин падения самолета и мистическая история человека, который должен был лететь в тот день на рухнувшем ЯКе, но в последний момент отказался от этой затеи, далее в материале.
ОТ АВТОРА: информация о крушении под Челябинском двухместного спортивного самолета ЯК-52, на борту которого находились два человека, появилась на сайте ГУ МЧС РФ по Челябинской области 10 апреля. В сообщении говорилось о том, что ведутся поиски места крушения. И уже через полчаса — новая строка в сводке: обнаружены обломки самолета, худшие опасения подтвердились — люди не выжили.
В понедельник, 11 апреля, я позвонила в пресс-службу ГУ МЧС РФ по Челябинской области Ирине КАЛМАКОВОЙ, которая восстановила картину произошедшего. По ее словам, легкомоторный самолет ЯК-52 вылетел с аэродрома в поселке Калачево и в 14 часов 55 минут пропал с экранов радаров, а пилот прекратил выходить на связь с диспетчером. Одновременно очевидцы сообщили в службу спасения о том, что видели, как воздушное судно спикировало на землю. Из аэропорта Баландино на место предполагаемого крушения вылетел АН-2, пилоты которого уже через 20 минут передали точные координаты зоны авиакатастрофы.
Как пояснила мне Ирина Калмакова, ЯК-52 упал в лесной местности примерно в семи километрах юго-восточнее аэродрома Калачево. На место происшествия выехали несколько отрядов спасателей и сотрудники правоохранительных органов.
— Первыми на месте крушения оказались пожарные ПЧ № 37 города Коркино. Они подали ствол воды, поскольку части самолета загорелись, возможно, в результате удара о землю, — уточнила Ирина Калмакова.
По словам собеседницы, вдоль периметра места падения ЯК-52 было выставлено оцепление. К работе приступили следователи.
В тот же день, 11 апреля, я позвонила в Главное военное следственное управление РФ, сотрудники которого занимаются расследованием причин этой авиакатастрофы. Старший следователь управления Евгения МАЛЬЦЕВА уточнила мне, что по факту крушения самолета возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна, повлекшее смерть двух человек».
— Самолет ЯК-52, принадлежащий Челябинскому аэроклубу «ДОСААФ России», выполнял учебно-тренировочный полет. Находившиеся на борту 62-летний пилот и 37-летняя женщина-курсант погибли. Обломки самолета разбросаны в радиусе 700 метров. Военные следователи приступили к осмотру места происшествия. Изымается полетная документация. Опрашиваются свидетели, — прокомментировала Евгения Мальцева.
По словам собеседницы, также проводится проверка по признакам преступления, предусмотренного статьей уголовного кодекса «Нарушение правил полетов или подготовки к ним».
Обсуждая новости в соцсети «ВКонтакте», пользователи предположили, что, судя по радиусу разброса обломков самолета, он мог разлететься еще в воздухе. И что, скорее всего, решающую роль сыграли возраст судна и качество его обслуживания. Пользователь сети Сергей ВЯТКИН, с которым я познакомилась в соцсети 11 апреля, закончил аэрокосмический факультет ЮУрГУ, до 2009 года был членом аэроклуба ДОСААФ, а сейчас работает пилотом в США, также не усомнился в профессионализме погибшего летчика и предположил, что причина авиакатастрофы кроется именно в возможной технической неисправности. «Як-52 достаточно надежные самолеты, и эксплуатируются по всему миру. Такие самолеты не падают даже из-за отказа двигателя, а прекрасно планируют. Здесь, возможно, случилась какая-то другая поломка, так как на обслуживании самолетов «экономят», в свое время по этому поводу даже дела антикоррупционные заводили на руководителей аэроклуба», — написал он мне.
Сотрудник Челябинского отделения ДОСААФ Юрий БАРАНОВ, который ответил мне по телефону 11 апреля, уточнил, что погибший летчик Виктор Илюхин был начальником отдела летной подготовки.
— В настоящее время со всеми нашими сотрудниками работают следователи и прокуратура, и пока, до выяснения всех обстоятельств, говорить о чем-либо преждевременно. Единственное, что я могу сказать точно, самолет прошел предполетную подготовку, он был исправлен и годен к полету. Виктор Илюхин, бывший военный летчик, был пилотом от бога, профессионал с большой буквы. В тот день он готовил спортсменку-летчицу к соревнованиям по самолетному спорту, — рассказал мне Юрий Баранов.
В тот же день, 11 апреля, во ВКонтакте я нашла отзывы знакомых о погибшем летчике. Светлана МАРКИНА написала, что он был не только первоклассным пилотом, но и замечательным человеком, очень дружил с ее отцом — тоже летчиком. Еще одна девушка Юлия ЗАБЕЛИНА написала мне 11 апреля в личном сообщении, что 19 марта она совершила с Виктором Илюхиным на этом самом самолете ЯК-52 свой первый в жизни полет. «Испытала неописуемый восторг от выполнения фигур высшего пилотажа. А вчера узнала, что человек, который подарил мне эти незабываемые ощущения, погиб. Очень тяжело на душе», — написала Юлия.
Другой мой собеседник, с которым я познакомилась 11 апреля в соцсети — Алексей ШУНАЙЛОВ, сообщил мне при личной переписке, что в тот день, когда произошла авиакатастрофа, он работал в огороде на своем участке под Челябинском. «Поднял голову и увидел в небе ЯК-52, ползущий вверх по направлению к югу. Самолеты там летают часто, но на этот я обратил внимание, потому что он летел медленно, максимально набирая высоту и забирая вправо, очевидно, компенсируя боковой ветер. Обычно так на максимуме ползет вверх кукурузник. Подумал, что набирает высоту для пилотажа, но это мое предположение. А утром в новостях прочитал, что ЯК-52 разбился как раз примерно в это самое время — было около трех дня», — написал мне Алексей. По его словам, самого падения самолета он не видел, но сопоставив факты, понял, что он был, возможно, одним из последних, кто видел этот ЯК-52 в полете.
А вот Александр ПЛЕШКОВ, с которым я также познакомилась во «ВКонтакте» 11 апреля и созвонилась в тот же день, рассказал мне и вовсе мистическую историю с упавшим самолетом. По его словам, 10 апреля он собирался совершить на этом самолете туристический полет. «Когда прочитал на сайте авиаклуба про фигуры высшего пилотажа, прямо загорелся этой идеей, — рассказал Александр. — В пятницу, 8 апреля, мне должны были перечислить зарплату, но деньги на счет не поступили. Хотел отложить, потом думаю, все равно полечу. Занял нужную сумму. И вот снится мне с субботы на воскресенье странный сон, как знакомая девушка-стоматолог выдирает мне зуб. Я проснулся в холодном поту, потому что для меня это была плохая примета. Однажды мне уже снился такой сон — после этого у меня умер отец. Я все утро раздумывал, лететь или нет. И в конце концов решил отложить полет».
По словам Александра, когда вечером он прочитал в новостях, что тот самый ЯК-52 разбился, понял, что от трагедии его отвела судьба.
На момент сдачи газеты в типографию 11 апреля эксперты не выдвигали официальных версий причин авиакатастрофы. Между тем, из неофициальных источников стало известно, что пилот перед падением успел передать диспетчеру о неисправности в рулях. Так это или нет, будет ясно после расследования. По этому случаю в понедельник, 11 апреля, в Челябинск пребыла спецкомиссия из столицы.
Елена ФАЗЫЛОВА, Челябинск — Калачево
