Если память подводит все чаще: психолог – о том, как заставить голову работать

Вышли из дома, а ключи оставили. Сидите на работе и не помните, выключили ли вы утюг, свет, электрообогреватель... Вернулись из магазина, купили всё про запас, а то, за чем шли в первую очередь, – позабыли... Знакомые ситуации? Такие неполадки в работе памяти доставляют проблемы старшеклассникам и студентам,

которых перегружают слишком большим объемом информации. Есть они также в зрелом и особенно в пожилом возрасте, когда из-за отсутствия тренировок мыслительная деятельность замедляется. Как заставить голову вновь работать на все сто процентов без таблеток и уколов, рассказывает психолог Михаил ГРУБИЧ.

Определенный процент забывчивости естественен для человека. Чтобы хранилище информации не переполнялось, некоторые воспоминания уходят, освобождая место для более актуальных познаний и навыков. Человек не может помнить всё, в нормальной жизни важен процесс вытеснения одной информации другой. Чем быстрее забывается ненужное, тем лучше запоминается важное именно на сегодня.

Комментарий специалиста: «Процессы запоминания и забывания проходят по-разному, в зависимости от типа памяти, – поясняет Михаил ГРУБИЧ. Есть следующие типы памяти:

  1. Мгновенная. Самый простой и быстрый тип. Используем мы ее ежесекундно, но и хранится информация совсем недолго. Пример – когда вам назвали имя незнакомца – и вы почти сразу же его забыли.
  2. Кратковременная. Первый, он же элементарный уровень. Вы что-то услышали или увидели и в общих чертах можете пересказать. Но если тут же не повторить – очень быстро забудете.
  3. Оперативная. Ее еще называют «рабочей». Здесь хранится всё, что важно для вас прямо сейчас. Некое подобие мысленной записной книжки. Но вечно держать ее открытой не выйдет, максимум – несколько дней. Затем вы либо вытесните данные более актуальными, либо отправите их на длительное хранение.
  4. Долговременная. Здесь всё, что вы увидели, услышали или почувствовали, может храниться вечно. Однако есть свои нюансы – пройденное периодически надо повторять – освежать воспоминания. Так вы даете сигнал мозгу, что они по-прежнему для вас важны.
  5. Существует и так называемая феноменальная память. Но это скорее исключение, чем правило. Обладатель этого дара в состоянии запомнить большие объемы сложной или даже бессвязной информации. Известно, что феноменальной памятью обладали Достоевский и Моцарт».

* ВКУС МАМИНОГО БОРЩА ВОЗВРАЩАЕТ В ДЕТСТВО

Многое из того, что мы знаем, сохраняется благодаря не только зрительному или слуховому, но и другим каналам наполнения памяти. Про многие из них мы даже и не знаем, процесс идет автоматически.

Комментарий специалиста: «Для получения данных мы используем несколько каналов, но основные из них – это зрение (с его помощью мы читаем) и слух (слышим). Тех, кто легче усваивают данные при непосредственной беседе, называют «аудиалами», а тип восприятия – слуховой, – продолжает Михаил ГРУБИЧ. Это очень важное качество для музыкантов, преподавателей, переводчиков-синхронистов.

Есть такая особенность нашего тела – тактильная память. На минутку задумайтесь, помните ли вы прикосновения шелка к коже? Фланели? Меха? Шерсти? Иногда достаточно потрогать какой-то предмет с выраженной фактурой – и вы тут же вспомните, как прикасались к подобному несколько лет назад, причем сможете воспроизвести сопутствующие события в деталях. Людей, у которых хорошо развита такая способность, легко узнать в магазине, – каждую вещь они непременно пощупают.

Еще один мощный канал для получения информации – это нос, точнее – обоняние. Иногда запах пробуждает в мозгу целые картины из прошлого, даже из далекого детства: лица людей, обстановку комнаты, картины природы, чувства и звуки. Так же работает и вкусовая память – все мы знаем, как отличается еда, приготовленная мамой или бабушкой. Держим в памяти завтраки из детского сада и обеды в столовке на работе. Вкус блюд мысленно возвращает нас в перечисленные места.

Далеко не у каждого развита механическая память, но некоторым людям нужно подключить руки, чтобы запомнить нужную им информацию – например, записать ее, особенно если это цифры или ноты. Она есть у музыкантов, которые запоминают мелодию не только на слух, но и как набор определенных движений.

Ну и самая интересная, пожалуй, память – эмоциональная, когда мы помним события, которые произвели на нас яркое впечатление. Они закрепляются в мозге даже без усилий со стороны самого человека, а потом воспроизводятся буквально за мгновение – как яркие фотовспышки. При этом хозяин такого воспоминания может вспомнить всё в мельчайших деталях, чему сам будет удивлен. Считается, что чем она лучше, тем чувствительнее ее обладатель и тем сильнее у него развита способность сопереживать и чувствовать эмоции других людей. Это называется эмпатией».

 * ТРЕНИРУЙСЯ, ЕСЛИ НЕ ХОЧЕШЬ ПРОСЛЫТЬ СКЛЕРОТИКОМ

Память можно тренировать. При этом никакие таблетки и уколы для питания мозга не понадобятся. Благодаря специальным упражнениям вы начнете гораздо быстрее и лучше запоминать важную информацию. Кстати, такие занятия показаны не только взрослым, но и школьникам, которые, к примеру, никак не могут выучить длинный стих или запомнить таблицу умножения.

Комментарий специалиста: «Самый известный – метод Айвазовского, его придумал известный художник, – рассказывает Михаил ГРУБИЧ. – Техника проста: выберите любой интерьер, например обстановку гостиной или ванной комнаты, посмотрите на него в течение пяти минут, а затем уйдите в другую комнату и постарайтесь нарисовать всё, что запомнили. Причем ваши художественные способности здесь не важны, главное – правильно обозначить все предметы из тех, что запомнили.

Еще одно упражнение – «обратная перемотка». Вечером, перед тем как лечь спать, вспомните все события уходящего дня. Постарайтесь воспроизвести даже те ощущения и эмоции, которые вы почувствовали, с точностью вспомнить диалоги.

«Ассоциации». Этот метод подходит для гуманитариев с хорошо развитым образным мышлением. Разделите чистый лист бумаги на три столбца, в каждый запишите слова – первые, которые приходят в голову. Для начала будет достаточно по пять слов в каждом столбце. Ваша задача за минуту запомнить их, но не зазубрить, а выстроить ассоциации, взаимосвязи между словами, которые, на первый взгляд, ничем не объединены.

«Многозадачность». Непростая тренировка, но очень эффективная. Как известно, человек в состоянии выполнять одновременно несколько задач, переключая свое внимание между ними. Это повышает эффективность работы нейронных связей. Дома выберите стихотворение для заучивания, а в процессе запоминания попросите близких всё время отвлекать вас вопросами – например, напомнить содержание вчерашнего фильма или разгадать загадку. Эта тренировка позволит усилить ваше внимание, направленное на заучивание стихотворения. В первый заход может не получиться, однако со временем вы будете запоминать всё больше и больше.

Ну и самый простой, но не менее эффективный метод – пойти или поехать домой другим путем. Если вы за рулем, постарайтесь не пользоваться навигатором. Уже очутившись у цели, вспомните всё, что встретилось вам на пути – повороты, витрины, фонари, одежду у прохожих.

Фото - webtekno.com

 



подпишитесь на нас в Дзен