Если память подводит все чаще: психолог – о том, как заставить голову работать
которых перегружают слишком большим объемом информации. Есть они также в зрелом и особенно в пожилом возрасте, когда из-за отсутствия тренировок мыслительная деятельность замедляется. Как заставить голову вновь работать на все сто процентов без таблеток и уколов, рассказывает психолог Михаил ГРУБИЧ.
Определенный процент забывчивости естественен для человека. Чтобы хранилище информации не переполнялось, некоторые воспоминания уходят, освобождая место для более актуальных познаний и навыков. Человек не может помнить всё, в нормальной жизни важен процесс вытеснения одной информации другой. Чем быстрее забывается ненужное, тем лучше запоминается важное именно на сегодня.
Комментарий специалиста: «Процессы запоминания и забывания проходят по-разному, в зависимости от типа памяти, – поясняет Михаил ГРУБИЧ. Есть следующие типы памяти:
- Мгновенная. Самый простой и быстрый тип. Используем мы ее ежесекундно, но и хранится информация совсем недолго. Пример – когда вам назвали имя незнакомца – и вы почти сразу же его забыли.
- Кратковременная. Первый, он же элементарный уровень. Вы что-то услышали или увидели и в общих чертах можете пересказать. Но если тут же не повторить – очень быстро забудете.
- Оперативная. Ее еще называют «рабочей». Здесь хранится всё, что важно для вас прямо сейчас. Некое подобие мысленной записной книжки. Но вечно держать ее открытой не выйдет, максимум – несколько дней. Затем вы либо вытесните данные более актуальными, либо отправите их на длительное хранение.
- Долговременная. Здесь всё, что вы увидели, услышали или почувствовали, может храниться вечно. Однако есть свои нюансы – пройденное периодически надо повторять – освежать воспоминания. Так вы даете сигнал мозгу, что они по-прежнему для вас важны.
- Существует и так называемая феноменальная память. Но это скорее исключение, чем правило. Обладатель этого дара в состоянии запомнить большие объемы сложной или даже бессвязной информации. Известно, что феноменальной памятью обладали Достоевский и Моцарт».
* ВКУС МАМИНОГО БОРЩА ВОЗВРАЩАЕТ В ДЕТСТВО
Многое из того, что мы знаем, сохраняется благодаря не только зрительному или слуховому, но и другим каналам наполнения памяти. Про многие из них мы даже и не знаем, процесс идет автоматически.
Комментарий специалиста: «Для получения данных мы используем несколько каналов, но основные из них – это зрение (с его помощью мы читаем) и слух (слышим). Тех, кто легче усваивают данные при непосредственной беседе, называют «аудиалами», а тип восприятия – слуховой, – продолжает Михаил ГРУБИЧ. – Это очень важное качество для музыкантов, преподавателей, переводчиков-синхронистов.
Есть такая особенность нашего тела – тактильная память. На минутку задумайтесь, помните ли вы прикосновения шелка к коже? Фланели? Меха? Шерсти? Иногда достаточно потрогать какой-то предмет с выраженной фактурой – и вы тут же вспомните, как прикасались к подобному несколько лет назад, причем сможете воспроизвести сопутствующие события в деталях. Людей, у которых хорошо развита такая способность, легко узнать в магазине, – каждую вещь они непременно пощупают.
Еще один мощный канал для получения информации – это нос, точнее – обоняние. Иногда запах пробуждает в мозгу целые картины из прошлого, даже из далекого детства: лица людей, обстановку комнаты, картины природы, чувства и звуки. Так же работает и вкусовая память – все мы знаем, как отличается еда, приготовленная мамой или бабушкой. Держим в памяти завтраки из детского сада и обеды в столовке на работе. Вкус блюд мысленно возвращает нас в перечисленные места.
Далеко не у каждого развита механическая память, но некоторым людям нужно подключить руки, чтобы запомнить нужную им информацию – например, записать ее, особенно если это цифры или ноты. Она есть у музыкантов, которые запоминают мелодию не только на слух, но и как набор определенных движений.
Ну и самая интересная, пожалуй, память – эмоциональная, когда мы помним события, которые произвели на нас яркое впечатление. Они закрепляются в мозге даже без усилий со стороны самого человека, а потом воспроизводятся буквально за мгновение – как яркие фотовспышки. При этом хозяин такого воспоминания может вспомнить всё в мельчайших деталях, чему сам будет удивлен. Считается, что чем она лучше, тем чувствительнее ее обладатель и тем сильнее у него развита способность сопереживать и чувствовать эмоции других людей. Это называется эмпатией».
* ТРЕНИРУЙСЯ, ЕСЛИ НЕ ХОЧЕШЬ ПРОСЛЫТЬ СКЛЕРОТИКОМ
Память можно тренировать. При этом никакие таблетки и уколы для питания мозга не понадобятся. Благодаря специальным упражнениям вы начнете гораздо быстрее и лучше запоминать важную информацию. Кстати, такие занятия показаны не только взрослым, но и школьникам, которые, к примеру, никак не могут выучить длинный стих или запомнить таблицу умножения.
Комментарий специалиста: «Самый известный – метод Айвазовского, его придумал известный художник, – рассказывает Михаил ГРУБИЧ. – Техника проста: выберите любой интерьер, например обстановку гостиной или ванной комнаты, посмотрите на него в течение пяти минут, а затем уйдите в другую комнату и постарайтесь нарисовать всё, что запомнили. Причем ваши художественные способности здесь не важны, главное – правильно обозначить все предметы из тех, что запомнили.
Еще одно упражнение – «обратная перемотка». Вечером, перед тем как лечь спать, вспомните все события уходящего дня. Постарайтесь воспроизвести даже те ощущения и эмоции, которые вы почувствовали, с точностью вспомнить диалоги.
«Ассоциации». Этот метод подходит для гуманитариев с хорошо развитым образным мышлением. Разделите чистый лист бумаги на три столбца, в каждый запишите слова – первые, которые приходят в голову. Для начала будет достаточно по пять слов в каждом столбце. Ваша задача за минуту запомнить их, но не зазубрить, а выстроить ассоциации, взаимосвязи между словами, которые, на первый взгляд, ничем не объединены.
«Многозадачность». Непростая тренировка, но очень эффективная. Как известно, человек в состоянии выполнять одновременно несколько задач, переключая свое внимание между ними. Это повышает эффективность работы нейронных связей. Дома выберите стихотворение для заучивания, а в процессе запоминания попросите близких всё время отвлекать вас вопросами – например, напомнить содержание вчерашнего фильма или разгадать загадку. Эта тренировка позволит усилить ваше внимание, направленное на заучивание стихотворения. В первый заход может не получиться, однако со временем вы будете запоминать всё больше и больше.
Ну и самый простой, но не менее эффективный метод – пойти или поехать домой другим путем. Если вы за рулем, постарайтесь не пользоваться навигатором. Уже очутившись у цели, вспомните всё, что встретилось вам на пути – повороты, витрины, фонари, одежду у прохожих.
Фото - webtekno.com