Если ребенок с утра до ночи играет в телефон: что делать родителям с точки зрения психолога
он далеко за полночь рубился с орками, гонял на тачке. Как же быть в подобной ситуации родителям?
Мания мобильных приложений буквально захватывает детей, начиная с 4-5 летнего возраста. Никого не удивляют карапузы в подгузниках и с планшетами в руках. Нажимать нужные кнопки учатся быстрее, чем читать. Однако в последние годы эпидемия геймификации стала еще и больно ударять по карману родителей. Теперь на день рождения чадо просит не глобус или телескоп, а денег, чтобы купить новый уровень игры или открыть ее дополнительные функции. Как остановить игровую зависимость, рассказывает психолог Михаил ГРУБИЧ.
* НА ЧТО ТРАТЯТ ДЕНЬГИ В МОБИЛЬНИКАХ
За время пандемии рынок мобильных игр сделал колоссальный рывок по продажам. Дети, запертые в четырех стенах, уставшие родители, которые не знают, чем занять чадо. В итоге соглашаются на всё, лишь бы отпрыски не «стояли на голове». В итоге за прошлый год Россия вошла в Топ-5 стран по росту количества скачиваний приложений.
Комментарий специалиста: «Мобильные игры, по сути, то же казино, только легальное – уверяет Михаил ГРУБИЧ. – По крайней мере принцип действия такой же – ставка на азарт. Только в казино ты целиком и полностью надеешься на удачу, а здесь вполне понятный алгоритм: купи новый уровень или дополнительные «прибамбасы» для своего героя – и тогда сможешь перейти на следующий этап. Причем без вложения финансов до победного конца поиграть не выйдет.
На первых этапах программы затягивают и увлекают детей – задания легкие, победа дается быстро. Но чем выше уровень, тем больше надо дополнительных функций, большая часть из которых – платная. Стоимость таких покупок невысока – 100-200 рублей за более эффективное оружие или дополнительную жизнь. Но это же не разовое приобретение. За одной жизнью идет вторая, третья, а уровень всё никак не получается пройти. В день набегает до тысячи рублей и более. Алгоритм всё больше и больше подстегивает, предлагая «уникальные» скидки как опытному геймеру, различные «боксы» – коробки, где находятся нужные для прохождения уровня предметы. Стоимость таких сундуков может доходить до нескольких тысяч рублей. И дети копят, выманивают деньги у родителей и бабушек правдами и неправдами и тратят. Зависимость от игры крайне высока. Вот только если у взрослого человека есть возможность трезво оценить ситуацию, то у детей таких шансов из-за неокрепшей психики практически нет».
* ВМЕСТО ДРУЗЕЙ – КНОПОЧКИ
«Ну и чего плохого в этих мобильных играх? Ребенок развивает внимание, память! Некоторые геймеры поучают миллионы долларов. Лучше пусть уж в телефоне сидит, чем по недостроям бегать – на улице одни маньяки!» Такие аргументы у родителей, увы, не редкость.
Комментарий специалиста: «Природой предусмотрено, что человек должен жить в обществе, – напоминает Михаил ГРУБИЧ. – Первый опыт контакта с ровесниками происходит как раз в игре, вот только в реальной, а не в виртуальной, начиная с той же песочницы, где карапузы, на первый взгляд, просто лепят куличики. На деле же учатся оказывать поддержку друг другу – делятся формочками с теми, у кого их нет. Первый раз пытаются договориться – обменяться своими игрушками. И самое главное – этап слаженной работы, когда вместе строят большой замок и каждый отвечает за свою часть. Привычные нам «дочки-матери», «казаки-разбойники» тренируют социальные роли, развивают навыки общения и взаимодействия. Тем детям, которые ограничены в общении, будет намного сложнее выстраивать отношения со сверстниками. Ведь реальный мир у них в головах будет вымещаться виртуальным. В мобильных играх невозможно поставить задачу научить ребятишек адаптироваться к ситуации, развивать навыки и умения. Прохождение уровней не зависит в конечном итоге от физических или интеллектуальных способностей. Побеждает тот, кто смог купить дополнительные функции. Это провоцирует состояние беспомощности. Вместо логичной схемы «я делаю – у меня получается» тренируется совершенно другая модель: «найду денег – получится».
* «УШЕЛ В ВИРТУАЛ, БУДУ НЕ СКОРО»
Еще одна опасность мобильных приложений – подмена реального мира виртуальным, размывание границ. Чаще всего в виртуал уходят дети и подростки, которые неуспешны в классе, чувствуют себя изгоями, не могут найти друзей. Но игра только усугубляет такое положение дел. Ребенок начинает придавать слишком большое значение очередным уровням, переживать за то, что происходит в фантазийном, придуманном мире.
Комментарий специалиста: «Если ваше чадо не может оторваться от гаджета, пока не закончит игру, пока не выполнит очередное задание, а голова всецело занята только мыслью о том, как бы снова взять в руки мобильник, – дело плохо, – предупреждает Михаил ГРУБИЧ. – Здесь надо поступать решительно, примерно так же, как ведут себя врачи со страдающими зависимостями взрослыми – резко убирать источник проблемы. Заберите гаджет, вместо этого купите обычную «звонилку», чтобы дите было на связи. Доступ к компьютеру только под присмотром взрослых и для учебы – для поиска информации для уроков, если надо. В крайнем случае, убрать и компьютер на время. Достаточно будет школьной библиотеки.
Первые несколько дней и, возможно, недель малыш будет испытывать «ломку» – как бы страшно ни звучало это слово. В психологии отмечается пять стадий принятия неизбежного, которые одинаково актуальны как для взрослых, так и для детей. Сначала идет отрицание: «Мама, ты не можешь так поступить и забрать телефон». Затем – гнев; в это время малыш может нарочно разбрасывать игрушки, учебники, закатывать истерики и даже лезть в драку.
Следующая стадия – торги. Чадо внезапно станет покладистым и очень правильным – будет помогать во всем и везде, надеясь на поощрение – наконец ему выдадут мобильник. Потом – стадия депрессии, когда он откажется гулять, общаться со сверстниками. И только потом придет этап принятия, после которого возобновится нормальная жизнь. Важно поддерживать ребенка на протяжении всех пяти стадий, и главное, не идти на уступки. Ваше решение должно быть окончательным и бесповоротным».
* ПОИГРАЛИ И ХВАТИТ – ПОРА НАЧИНАТЬ ЖИТЬ
«Все его сверстники играют, и вроде никто не стал зависимым» – так обычно оправдывают себя мамы и папы. Но дожидаться, пока очередные «майнкрафты» и «сленделрины» полностью займут всё свободное время малыша, не стоит. Проблему гораздо проще предотвратить, чем потом с ней бороться.
Комментарий специалиста: «Впадет ребенок в зависимость или нет, во многом зависит от обстановки в семье, – поясняет Михаил ГРУБИЧ. – Если между родителями хорошие отношения, они с пониманием относятся к желаниям чада, поддерживают его начинания - шансы на уход в виртуал намного меньше. Кроме того, важно то, что вы предлагаете взамен. Время, когда дети собирались компаниями во дворах и там могли болтать и гулять часами, прошло. Поэтому теперь родителям приходится организовывать досуг ребенка. Это могут быть совместные поездки, просмотр фильмов, походы в музеи и театры и спортивные секции. То, что увлечет и заинтересует малыша. Кроме того, стоит принять профилактические меры. Не привязывайте свою карточку к аккаунту в его телефоне, чтобы избежать случайных покупок. Установите программы, блокирующие покупки и просмотр определенных сайтов».
Фото - pixabay.com
