И сказал дом: «Помоги мне»
ОТ АВТОРА: О том, что в трехэтажном полуразвалившемся доме на улице Калинина, 72 в Хабаровске водятся приведения, я слышала еще в начале двухтысячных годов. Ходили слухи, что их силуэты мелькают ночью в окнах, пугая прохожих и жильцов соседних домов. Однажды, помнится, уговорила свою подругу сходить туда как стемнеет. Но сколько мы ни вглядывались, ничего, кроме бликов от уличных фонарей и фар проезжающих машин, в мутных стеклах так и не увидели. Вспомнилась эта полудетская история, когда недавно, проезжая по улице Калинина, на месте того самого барака я увидела великолепное здание, как будто шагнувшее в наше время из далекой старины. Деревянная резьба на окнах, причудливые фигурки драконов на коньках мансардных крыш, бревенчатые стены и изящные балконы. Выпрыгнув из автобуса на ближайшей остановке, я решила разглядеть дом внимательней. Сколько раз обошла его кругом, стараясь рассмотреть каждую деталь, не помню, как будто на машине времени перенеслась на сто лет назад: исчезли, растворились уродливые бетонные жилые «скворечники», поток машин, послышался вдали цокот пролетки, стук дамских каблучков, отдаленный гудок парохода с Амура... Самое удивительное, что своим воскрешением этот исторический памятник обязан не общественной организации или чиновничьей структуре, чье дело следить за сохранностью подобных объектов. А обычному человеку, который занимается реставрацией старинных зданий в Хабаровске по велению души и на собственные деньги. Встретились мы с Валерием ХИДИРОВЫМ 25 июля возле дома 72 по улице Калинина. -Реставрация еще не закончена, - открывая калитку в строительном заборе, поясняет Валерий. - Сейчас работаем с первым этажом, делаем кирпичную кладку. Из груды, показавшейся мне обычным строительным хламом, он выбирает два кирпича. Посмотрите, этот ровный, однородного цвета брусок из нашей эпохи, а вот этот, видите, не совсем геометрически правильный, с темными и светлыми прожилками, был сделан сто лет назад. Тогда его делали вручную, обжигали специальным способом, и это действительно один из самых надежных и износостойких материалов.
Для восстановления цокольного этажа реставратор использует только столетний кирпич, рабочие выбирают его поштучно из старинной кладки, шлифуют и укладывают заново. Почти ювелирная работа, но задача ХИДИРОВА не просто воссоздать здание, а сделать все точно так же, как делали старые мастера. -Этот дом был построен в 1901 году купцами Семеном ТАБОЛОВЫМ и Александром БИТАРОВЫМ, - рассказывает Валерий. - Сами они из Осетии. Несколько лет работали в Америке, а потом приехали в Хабаровск, занимались здесь торговлей, ресторанным бизнесом, были завзятыми театралами. На первом этаже дома находился польский магазин случайных вещей. Этажом выше - гостиница «Лондон». На третьем этаже жили сами купцы и семьями. С обратной от улицы Калинина выходит большая веранда. Кстати, их в те годы имели почти все старинные особняки, причем располагались они на противоположной от Амура половине строения, были защищены от холодных ветров с реки. Во дворе здания располагался летний театр «Аркадия». В те годы это здание было одним из самых красивых в Хабаровске. Это Валерий ХИДИРОВ выяснил совсем недавно, получив из Америки фотографию, сделанную примерно в 1906 году. В результате многолетних переписок с различными архивами он нашел потомков людей, которые жили в Хабаровске до революции. Старинный снимок, завалявшийся в чьем-то дедовском альбоме, стал настоящим подарком. -Теперь я окончательно уверен, что делаю все верно, - улыбается Валерий. - Потому что никаких данных о том, как именно выглядел этот дом, найти не удалось, лишь какие-то обрывочные сведения. Так что делали все больше по наитию, по информации из книг о русском деревянном зодчестве. По уцелевшим деталям. Например, одну из фигур, которые украшали крышу с торцов, мы нашли на чердаке.Основной строительный материал дома - лиственница. Это дерево уникально, ему практически нет сноса, например, японцы хранят бревна на дне моря, потому что от воды эта древесина становится еще крепче, - рассказывает Валерий. - Причем при строительстве жилья бревна укладывались так, чтобы та сторона, которая в природе смотрела на север, была снаружи дома, а южным, теплым боком бревно поворачивалось внутрь дома. Интересно делалась крыша. Поверх досок толщиной семь сантиметров наносился слой глины, затем слой глины, перемешанной с соломой, затем слой глины с известью, чтобы насекомые не заводились, затем опять солома с глиной. Такой был теплый многослойный «пирог», который еще и благодаря природным материалам «дышал». Сама крыша строилась тоже необычно. Между досками оставались небольшие щели. На первый взгляд - непонятно зачем, ведь пойдет дождь и вода проникнет на чердак. Но, оказывается, что при повышенной влажности доски из лиственницы набухают так, что никаких щелей не остается. В солнечные дни дерево очень быстро высыхает, через образовавшиеся просветы начинает поступать воздух, что создает естественную вентиляцию чердака.После революции владельцы дома эмигрировали в Америку, а советская власть разместила здесь вначале солдатские казармы, потом райисполком. Когда здание досталось военному комиссариату, армейцы, желая увеличить площадь кабинетов, снесли несколько несущих стен внутри дома. Потом здание стало жилым, но за несколько десятков лет обветшало настолько, что люди при первой же возможности переезжали. В 2005 году здесь осталось только пять семей. Всех из Хидиров расселил за свой счет. -Я человек не бедный, - говорит Валерий, - у меня своя строительная фирма. Но зарабатывать только для того, чтобы насытить свои собственные желания, я считаю неправильным. Моя семья обеспечена всем необходимым, собственные виллы у моря и катера нам ни к чему. Считаю, что эти деньги лучше потратить на что-то полезное. Ценить и понимать красоту древней архитектуры его научила бабушка, с которой они часами бродили по родному Владикавказу, рассматривая старинные дома. В Хабаровск Валерий попал по распределению после окончания торгового техникума, но быстро понял, что торговля - это не его призвание. Поступил в институт на экономический факультет. Просить денег у родителей постеснялся, решил найти работу. Так попал в художественные мастерские, которые в те годы находились на улице Павленко и занимались изготовлением предметов интерьера для ресторанов и кафе. Именно здесь он освоил искусство резьбы по дереву и осознал, что создавать своими руками нечто прекрасное - это то дело, которому он хотел бы посвятить свою жизнь. В девяностые мастерские развалились, нужно было зарабатывать и кормить семью. ХИДИРОВ занялся строительным бизнесом. -Мне всегда было обидно за старинные дома, - признается он. - Все думал, что придет время, и их начнут восстанавливать, государство найдет на это средства, ведь это же наша история, корни, как без них жить. И однажды не выдержал. В тот зимний морозный вечер Валерий шел с работы. Мимо полуобгоревшего, но все еще жилого барака по улице Дзержинского, 60 проходил не впервые, давно разглядел кое-где сохранившуюся на окнах деревянную резьбу, перекосившиеся, сделанные из столетнего кедра рамы. И так вдруг жалость сердце сдавила, как будто живой человек попросил: «Помоги мне!» На следующий день привел сюда свою строительную бригаду, стали ремонтировать обгоревший цоколь. А через несколько дней мимо проезжал тогдашний градоначальник и был сильно поражен: в стране перестройка, никто ничего не строит, а тут работы полным ходом. -Реставрацию этого дома я начал вообще без всяких документов, закона о продаже памятников культуры тогда не было, поэтому никаких гарантий того, что я смогу получить этот дом в собственность, у меня не было, - вспоминает Валерий. - Когда людей стал за свой счет расселять, только обещание мэра города было, что мне помогут документы оформить. Обивать чиновничьи пороги пришлось долго. Дом на Дзержинского, 60 стал первым памятником архитектуры, который восстановил ХИДИРОВ. Он был построен в 1897 году и принадлежал полковнику ФЕДОРУ ЧУДИНОВУ, чьи прадеды принимали участие в строительстве фонтанов в Санкт-Петербурге. Сейчас здание полностью восстановлено, сдается в аренду, почти все деньги с которой уходят на реставрацию дома на Калинина, 72. Некоторые видят в том, что делает Хидиров, корысть, ведь дома-то в самом центре города, аренда немалых денег стоит. Но, с другой стороны, чего проще было, как это делают некоторые застройщики, пустить ночью «красного петуха» и спалить строение ко всем чертям. А на его месте построить новомодный каменный мешок этажей эдак на двадцать. Барыши были бы куда круче, согласитесь. Кстати, согласно градостроительному плану, на месте дома на Калинина, 72 должна была появиться гостиница для железнодорожников, ХИДИРОВУ с трудом удалось убедить чиновников дать ему возможность восстановить здание. По закону, покупка исторических зданий возможна только при том условии, что их новый владелец будет его хранителем. Однако, несмотря на реальные дела, оформление документов для ХИДИРОВА всякий раз превращается в длительное хождение по чиновничьим кабинетам. Сейчас он пытается получить в собственность истлевший остов барака по улице Истомина. По словам Валерия ХИДИРОВА, деревянный шедевр в стиле модерн начала 20 века имеет интересную историю: первый владелец дома ФЕДОР КРУГОВСКИЙ стал прототипом мальчика Феди из рассказа Ивана Тургенева "Бежин луг". Кстати, в конце прошлого года в Москве прошел первый съезд реставраторов России. Валерий ХИДИРОВ был на нем единственным представителем Дальнего Востока. Оксана ОМЕЛЬЧУК, г. Хабаровск
