Не потеряйте детей в виртуале

Поколение двухтысячных уже не мыслит свою жизнь без смартфонов и Интернета.

Игры и переписки в соцсетях занимают почти все свободное время подростков, не оставляя места для кружков, дворовых игр и даже прогулок. Большинство родителей видят в этом огромную проблему, а психологи предупреждают о неприятных последствиях. О главных угрозах зависимости от электронных устройств беседуем с кандидатом психологических наук Татьяной Борисовой.Сегодня модные устройства с выходом в Интернет и возможностью комфортно просматривать видеоролики с разных сайтов есть практически у каждого школьника, начиная с первоклашек. Дети, у которых остались старые модели телефонов с функцией звонка, рискуют очень быстро превратиться в объект насмешек со стороны сверстников.«Ребенок, у которого неконкурентоспособный телефон, будет чувствовать себя ущемленным, – говорит Татьяна Борисова. – И родители, скорее всего, пойдут ему на уступки, поскольку никому не хочется, чтобы его сын или дочь стали объектом для подтрунивания. Как только у школьника появляется модное устройство, одна проблема решается, а другая возникает. И та, которая появляется, кажется мне гораздо более серьезной, нежели первая».По словам Татьяны Борисовой, негативных моментов в частом использовании электронного устройства значительно больше, чем положительных.


НАГРУЗКА НА ГЛАЗА И НОЛЬ АКТИВНОСТИ

Комментарий специалиста: «Представьте себе, что ваш ребенок 5, 6 или 7 уроков подстегивает активность зрительной системы, – говорит Татьяна Борисова. – Кроме того, он напрягает все другие каналы восприятия. Переменок ему, конечно же, не хватает для того, чтобы отдохнуть и подготовиться для новой информации. После учебы он делает уроки, а в перерывах занимает себя играми в телефоне или планшете. То есть на протяжении почти 10 часов ребенок находится в напряжении, концентрируя внимание. Чередование уроков и игр на устройствах не позволяет ему нормально расслабиться, он сможет выдохнуть только тогда, когда окажется  наедине  с  собой. В моем детстве родители запрещали детям проводить у телевизора больше часа в день. Сейчас телевидение успешно заменили персональные устройства, но ситуация от этого стала только тревожней. Телефоны и планшеты так же отрицательно влияют на зрение, как и телевизор. И если последний невозможно было взять с собой, уходя на прогулку, то телефон, который помещается в кармане, всегда находится под рукой, а значит, у ребенка есть соблазн им воспользоваться.Дети, как правило, очень активны. Двигаясь, они выплескивают лишнюю энергию, которая мешает им концентрировать внимание. Ребенок, который проводит почти все свободное время с устройством, не имеет возможности разрядиться. Поэтому он либо ведет себя гиперактивно, оставаясь без телефона, например перед сном, либо аккумулирует энергию в себе с риском взорваться в самый неподходящий момент. И та, и другая ситуации могут привести к неприятным последствиям. Многие родители уверены, что если у ребенка есть спортивные занятия или кружки, то этого вполне достаточно для разрядки. Однако практика показывает, что даже при наличии плотного графика детям все равно требуется время для неконтролируемой активности.Родители должны понимать, что детям необходимо ограничивать время пользования телефоном, но не в виде прямых запретов, так как это может вызвать у малыша отторжение. Отвлекайте его, придумывайте для него занятия, словом, делайте все возможное для того, чтобы «составить конкуренцию» электронному устройству. Это сложно, но вполне реально».

НЕАДЕКВАТНОЕ  ВОСПРИЯТИЕ  ОКРУЖАЮЩЕГО

Комментарий специалиста: «Виртуальный мир красив и увлекателен, его можно менять, подгонять под себя, а с реальностью приходится мириться, – говорит Татьяна Борисова. – Ребенок, затянутый в игры и социальные сети, постепенно теряет связь с миром реальным и начинает воспринимать виртуальный как основной. Уход от действительности чреват многими проблемами. И если не предпринять меры по исправлению ситуации, то контроль за поведением сына или дочери может быть утрачен раз и навсегда.Что происходит, когда у дитятки отбирают любимую игрушку? Малыш плачет, обижается, а потом начинает требовать ее назад. Так же будет и в этом случае. Только стадия требования может совпасть с важным для подростка периодом полового созревания, и тогда его поведение станет неконтролируемым. Есть примеры, когда дело доходит до рукоприкладства, причем агрессия исходит именно от ребенка. Чтобы не доводить ситуацию до абсурда, следите за тем, сколько времени тратит ваше чадо на устройства. Пытайтесь контролировать процесс, придумывая для детей альтернативные занятия. Старайтесь сделать так, чтобы реальное общение школьника с друзьями и одноклассниками занимало больше времени, чем игра и переписка в социальных сетях».

НЕТ НАДОБНОСТИ ФАНТАЗИРОВАТЬ

Комментарий специалиста: «Дети, увлеченные устройствами, теряют способность фантазировать, у них снижается творческая активность, – рассказывает Татьяна Борисова. – При помощи игр и видеороликов им уже предложены яркие образы, которые полностью занимают детское воображение. Привыкая не пользоваться фантазией, ребенок ставит себя в определенные рамки, выбраться из которых со временем становится все сложнее. Такие дети не способны воображать, заниматься творчеством и креативно мыслить, а это значит, что необходимость решения практически любой проблемы может поставить их в тупик. Старайтесь развивать ребенка всесторонне, он должен черпать информацию не только из соцсетей, но и посещать кружки, ходить в театры и музеи, общаться с интересными людьми и уметь экспериментировать. Все это поможет ему вырасти эрудированным человеком, чтобы он смог самостоятельно справляться с проблемами, возникающими в реальной жизни».



подпишитесь на нас в Дзен