Штрих-код в России: как все сделать по закону
Идентификация происходит за счет считывания кода сканерами и дальнейшей расшифровки специализированными программами. Штрих-код является уникальным для каждого товара. Получить его можно в системе EAN через официальных регистраторов.
После присвоения кода он регистрируется в базе данных, а заявитель получает соответствующий сертификат.
Чтобы ускорить этот процесс и получить квалифицированную помощь на всех этапах, можно обратиться за помощью в организацию по сертификации.
Законодательная база
Для экспорта и импорта продукции наличие штрихового кода является обязательным условием. В пределах РФ эти требования распространяются для размещения товаров на реализацию в крупных торговых сетях и супермаркетах.
В целом, законодательство не требует проведения процедуры штрихкодирования в обязательном порядке. Предприниматели могут пройти ее по собственной инициативе.
Для формирования штриховых кодов в России используется профильный стандарт ГОСТ ISO/IEC 15420-2010. Этот нормативный документ полностью отвечает всем международным нормам и требованиям, поэтому подходит для внешнеэкономической деятельности. Стандарт введен в действие с января 2011 года Приказом Минпромторга РФ № 173-ст и предусматривает добровольное применение.
Штрих-код EAN — самая востребованная кодировка. Она используется для учета продукции в торговых точках и состоит из 8-13 последовательно расположенных символов:
- первые три знака указывают на страну, в которой произведен товар;
- вторые четыре-пять чисел содержат сведения о предприятии, выпускающем данную продукцию;
- в следующих пяти символах зашифрована информация о продукте;
- последние два числа не содержат информации, они предназначены для проверки достоверности сканирования.
Несмотря на отсутствие штрафных санкций за реализацию товаров без присвоения штрих-кодов, процедура имеет ряд преимуществ. Она позволяет:
- вести складской и транспортный учет готовой продукции;
- обобщать информацию о движении товарно-материальных ценностей в торговых точках;
- отражать информацию о продажах;
- автоматизировать все рабочие процессы, оптимизировать их за счет увеличения скорости обслуживания покупателей;
- упростить ведение документооборота;
- хранить большие объемы информации;
- минимизировать ошибки, возникающие во время инвентаризации и т.д.
Штрихкодирование может применяться и в других сферах функционирования организации. Наличие присвоенных, штрих-кодов позволяет вести учет и контролировать рабочее время персонала, идентифицировать корпоративную документацию.
Этапы оформления
Получить штриховой код, можно в организации по сертификации. Для этого нужно подать заявку и подготовить копии регистрационных документов предприятия (свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), ИНН, ОГРН и т.д.). Также предприниматель должен предоставить полное описание группы товаров.
Для выдачи штрих-кодов нет необходимости в проведении проверки соответствия качества и безопасности продукции установленным нормам и требованиям. При необходимости эти процедуры можно проводить параллельно друг другу.
Информация о присвоенных кодах регистрируется в базах данных официальных регистраторов. Затем эти сведения передаются предпринимателю. После получения готовых штрих кодов, организация может начать процесс нанесения их продукцию или ее упаковку следующими способами:
- на каждую вещь в отдельности, при наличии такой возможности;
- на внешнюю упаковку или этикетку путем нанесения типографской печати;
- на продукт или его упаковку путем наклеивания;
- с каждой из сторон упаковки.
Вне зависимости от метода нанесения, нужно добиться безошибочного считывания штрих-кода сканером. Вместе с внедрением штрихкодирования нужно приобрести устройства для считывания, и наладить работу на предприятии специализированного программного обеспечения. Дополнительно можно приобрести QR-коды. Они считываются с помощью мобильных приложений и устройств.
