Магазин забрал телефон на 21 день. Это законно?
…Даже временного телефона! Просим вернуть деньги – отказали, мол, пока не проверим, ничего не отдадим. Говорят, что мы можем обратиться в суд, у них есть юристы, поэтому салон ничего не боится. И вообще, по словам руководства, они могут проверять технику до 45 дней. Мы написали претензии, в магазине их приняли. До сих пор ни ответа ни привета. Что нам делать?»
Марина Петровна СОЛОВЬЕВА, Кемерово (по телефону)
На вопрос читательницы отвечает начальник отдела по защите прав потребителей администрации г. Кемерово Андрей ДУБСКИЙ:
– В данном случае по незнанию вы допустили несколько ошибок: самостоятельно письменно не отразили требования, установленные статьей 18 закона «О защите прав потребителей» (замена товара, ремонт или возврат денег). Передавая телефон в салон для проверки качества на 21 день, вы наверняка подписали соглашение о передаче. Это юридически важный документ, который суд обязательно будет учитывать. Кроме того, судя по всему, вы письменно не заявили и свое требование о предоставлении другого телефона на период проверки качества, поэтому предоставлять замену магазин вам не обязан, потому что не ясно, чего вы хотите: возврата денег, замены или ремонта товара. Другой телефон вам был бы положен, если вы выбираете последние два варианта. Претензии руководство действительно может проигнорировать до истечения срока проверки качества – 21 день.
Что делать? Если с момента покупки не прошло 15 дней, вы можете заявить одно из требований, указанных в ст. 18 ФЗ, принести заявление в магазин (его должны зарегистрировать) или отправить по почте. На будущее – не подписывайте никакие бланки и согласия на передачу товара на 21 день. По закону осуществить возврат денег продавец обязан в течение 10 дней, заменить товар – в течение 7 дней (есть в законе и оговорка, позволяющая продлить этот срок до 20 дней). Именно в эти сроки магазин обязан провести все необходимые проверки. Требование о замене товара и предоставлении нового телефона в пользование можно заявить в одной претензии.
Если продавец нарушил сроки, то вы можете идти в суд и, помимо удовлетворения основного требования, требовать и взыскания с продавца неустойки (1% в день от стоимости товара за каждый день задержки). Допустим, спустя 10 дней вам не были возвращены деньги за телефон стоимостью 10 тысяч рублей – они вернулись на карту спустя 25 дней. Сумма неустойки в этом случае будет равна 1500 рублей.
