Имеет ли право банк навязывать страховку при оформлении кредита?

«Здравствуйте. Пришла в банк, хотела оформить кредит. Но при этом меня убеждают, что необходимо также оформить страховку. Обязательно ли это? А если нет, то разве имеет банк право навязывать мне страховку?» Анонимно. Отвечает управляющий Отделением по Костромской области ГУ Банка России по Центральному  

 федеральному округу Алексей РЫБАЧЕНОК:       

- Во-первых, Банк России направил участникам финансового рынка (а это, напомню, банки, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и ломбарды) разъяснения. В письме оговаривалось, что кредитор вправе списывать за услуги средства только в том случае, если клиент явно был ознакомлен с их предоставлением и согласился, например, поставил соответствующую отметку в договоре. То есть нельзя навязывать дополнительные услуги клиентам, а если они предлагаются, то заёмщик должен видеть полную их стоимость и иметь возможность отказаться.

Во-вторых, Банк России вправе применять к тем, кто нарушает существующие требования и нормы различные регуляторные меры.

Если человек не нуждается в дополнительном сервисе, он может отказаться от него, даже если услуга была подключена автоматически. Для этого нужно подать заявление. Если мы говорим о страховке, то еще летом 2016 года в нашей стране появилась возможность вернуть полностью или частично уплаченную страховую премию – так называемый «период охлаждения». Он касается практически всех популярных видов страхования и не действует только при оформлении добровольного медицинского страхования работающими в России иностранцами и лицами без гражданства, страховании выезжающих за рубеж, страховании профессиональной ответственности (нотариусов, адвокатов, оценщиков и других) и при оформлении «зеленой карты» на автомобиль.

Стоит помнить, что период охлаждения распространяется только на добровольное страхование. И порой нужно оценить, насколько выгоден отказ, потому что в случае с кредитом, например, это может повлечь за собой увеличение процентов.

Если же потребитель принял решение отказаться от страховки, то ему необходимо в течение 14 дней написать соответствующее заявление в страховую компанию, указав свои банковские реквизиты. Вместе с заявлением следует предоставить оригинал договора страхования и квитанцию об оплате. В течение 10 дней страховщик обязан рассмотреть заявление и вернуть средства (при условии, что за время с момента заключения договора не было страхового случая). Если договор не вступил в силу, то компания обязана вернуть уплаченные деньги в полном объеме. Если действие договора уже началось, то страховщик вправе удержать часть средств пропорционально количеству дней, прошедших с начала его действия.



подпишитесь на нас в Дзен