Как можно определить, что с вами по телефону разговаривает мошенник?

«Моя соседка стала жертвой телефонных мошенников. Она сама перевела аферистам деньги, думая, что защищает их от сомнительной операции. Она - дама в возрасте, но далеко не глупый человек. Страшно за родителей, они доверчивые и очень самостоятельные. По каким признакам можно отличить, что с вами говорят аферисты, а не банк?»      

Людмила КУРИЦИНА, г. Кострома (по телефону)

Отвечает управляющий Отделением по Костромской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Алексей РЫБАЧЕНОК:

- Мошенники в своих аферах не стоят на месте и используют любые информационные поводы, чтобы ввести людей в заблуждение. Им нужно, чтобы придуманные схемы работали, заставая жертву врасплох. К сожалению, при атаках телефонных мошенников, их формулировки настолько убедительны, что люди верят и сами отдают деньги или рассказывают конфиденциальные данные, открывая тем самым доступ к своим счетам.

Единственное оружие – бдительность. Хоть аферисты и разнообразны в схемах обмана, но есть несколько примет, по которым их можно вычислить.

Телефонные мошенники всегда сами находят жертву и инициируют диалог с ней. Они звонят, пишут в мессенджеры или на электронную почту. Представиться могут кем угодно: сотрудниками полиции, банковскими менеджерами, юристами, служащими Центробанка, друзьями ваших друзей. При том, даже если номер с которого звонят, или сайт, с которого пишут, не вызывают подозрений – это не повод верить. Такие данные подделываются. Насторожитесь уже от того, что с вами вышли на связь и от вас что-то нужно незнакомым людям.

Схема обмана финансовых мошенников всегда связана с деньгами.  Легенды могут быть любыми: «по вашему счету сомнительные операции, чтобы сберечь деньги нужно перевести их на безопасный счет», «у банка на днях отзовут лицензию, нужно перевести деньги со вклада в другое место», «на днях будет деноминация, срочно спасаем деньги», «от вашего имени оформлены кредиты, нужно поймать мошенников». Могут и наоборот сулить вам денежные переводы, выплаты, выгодные «инвестиции». Главное не форма диалога, а его содержание – с вами говорят про ваши деньги. Это уже требует от вас повышенного внимания.

К разговору о ваших деньгах обычно прибавляются дополнительные вопросы про ваши конфиденциальные данные: где и сколько у вас денег, какие реквизиты карты, включая срок ее действия и три цифры с ее оборотной стороны, логины и пароли от личного кабинета на сайте банка или мобильного приложения, пароли из банковского СМС-оповещения. Какими бы благими не казались вам цели звонящего, сообщать эти данные нельзя. Даже если легенда гласит, «что по вашей карте идут сомнительные операции или прямо сейчас снимаются все деньги со счета». Настоящим сотрудникам банка не нужны реквизиты вашей карты, пароли, ПИН-коды. Вас могут только спросить: ваша это операция или нет, а по итогам – пропустить ее или отклонить. Другие данные не требуются. Если у вас спрашивают больше, то не сомневайтесь – это мошенники.

Зачастую аферисты стараются застать жертву врасплох. Они могут позвонить рано утром или вообще даже ночью и пытаться «спросонья» напугать: «все потеряно! деньги исчезают!». Сохраняйте здоровый скептицизм, изначально относитесь с недоверием к таким «вестникам». Не принимайте поспешных решений, финансы этого не терпят.

Не поддавайтесь панике даже, когда на вас оказывают давление и торопят. Говорят: «сейчас или будет поздно». Спокойно – поздно не будет. Повесьте трубку и перезвоните в банк, например, по тому номеру, который указан на обратной стороне вашей карты. Перепроверьте информацию.



подпишитесь на нас в Дзен