Как родителям уберечь подростков от кибермошенников в Интернете?
нашей карты. Мы объясняем, что это развод, но потом ситуация повторяется – она опять верит мошенническим лозунгам. Как уберечь доверчивого подростка и наш бюджет от кибермошенников? Мы обязательно прочтем ей ваш ответ».
Марина ИВАНОВА, г. Кострома (по телефону)
Отвечает управляющий Отделением по Костромской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Алексей РЫБАЧЕНОК:
- Часто мошенники играют именно на доверии своей жертвы. Подростки из-за отсутствия необходимой бдительности, багажа опыта, в том числе приобретенного от столкновения с обманом, порой слепо верят им. К тому же молодые люди слишком общительны и открыты в «виртуальном» мире, много информации открывают о себе в социальных сетях. Однако, детский банкинг с каждым годом набирает обороты и подростки становятся активными участниками мира финансов. Каждый третий подросток пользуется безналичными платежами, а каждый второй – совершает покупки с помощью смартфона. Но при этом они не осознают в полной мере угроз цифровой среды и склонны верить в ее безопасность, и каждый третий подросток считает всю информацию из интернета абсолютно безвредной.
Взрослым ничего не остается кроме, как повторять своему чаду снова и снова: «будь бдителен!». Установите за правило: если ребенок встречает в интернете какое-то предложение коммерческого характера, которое кажется ему подходящими, привлекательными и выгодными, пусть обязательно покажет его вам до того, как предпринимать какие-либо действия.
Данные своей карты держите в секрете, даже от любимого чада. Не давайте подростку свою карту, даже на время. А если у него уже есть его личная банковская карта, то поставьте на нее ограничивающие лимиты, например, по сумме ежедневных трат, или заблокируйте возможность переводить деньги на другие счета, или расплачиваться картой в Интернете. Объясните ребенку, что данные карты, особенно пароли и СМС-коды от банка, никому нельзя говорить, даже друзьям и сотрудникам банка. Если их кто-то запрашивает – это мошенники. Фотографировать свою карточку и тем более выкладывать это фото в социальные сети тоже ни в коем случае не стоит.
На социальных сетях остановимся подробнее: поговорите с ребенком о том, что является личной информацией, а что - публичной. Если он активный пользователь социальных сетей, то обсудите с ним, о чем не стоит делиться с подписчиками, публиковать посты или сториз. Обратите внимание даже на фотографии – на некоторые может случайно попасть персональная информация, например, какие-то ценности в квартире или адрес с таблички на вашем доме. Проговорите и о том, что другие люди, даже его друзья, не могут публиковать что-то личное о вашем ребенке без его на то ведома и согласия, даже фотографии с ним.
Обязательно позаботьтесь о том, чтобы гаджеты вашего ребенка, как в прочем и ваши, были оснащены антивирусными программами и следите за их регулярными обновлениями.
Расскажите подростку о том, что не все приложения, которые он может захотеть установить на телефон, безопасны. Научите обращать внимание на то, к чему просит доступ приложение. Просто потому, что под видом безобидной игрушки может скрываться зловредное программное обеспечение.
Обратите внимание на то, что нельзя переходить по неизвестным ссылкам. Даже если ссылка пришла в сообщении от друзей или родственников, лучше перезвонить отправителю и спросить, что это. Перезванивать по сомнительным номерам тоже не нужно. И заполнять анкеты при регистрации на ненадежных сайтах не стоит, и участвовать в сомнительных онлайн-опросах, конкурсах, викторинах. Все это может быть мошенническими ловушками для выведывания персональной информации.
И еще важный момент: поговорите с ребенком о рекламе. Расскажите, что далеко не любой рекламе можно верить, и чем краше разрисовывают «бесплатный сыр», тем вероятней возможность, что за ним «мышеловка».
