«Наис» – по- цыгански – «Спасибо»
Лидия Шашкова, 85-летняя костромская цыганка объяснила, почему не окупаются пышные цыганские свадьбы и что для молодоженов весомее штампа в паспорте
ОТ РЕДАКЦИИ: запуская наш новый проект «Кострома многонациональная: мы вместе!» (анонс проекта вы сможете найти на второй полосе газеты «Хронометр»), мы и подумать не могли, какие интересные люди, со своей культурой и традициями, живут с нами по соседству.
В гости к семье Шашковых, проживающей в Ребровке, корреспондент газеты «Хронометр» нагрянула без предупреждения в воскресение днём, 4 октября. Гидом ей стал Сергей АНДРЕЕВ, руководитель общественной организации «Костромское объединение цыган», а по совместительству еще и «хранитель» единственного в России Цыганского музея культуры и быта.
Несмотря на то, что гости в аккуратненький домик нагрянули без предупреждения, встретили меня и моего провожатого радушно.
-Чего стучите – проходите, – крикнула в окно старушка.
И не успели мы расположиться в уютной комнате и перезнакомится с хозяевами, как девчушка лет 13-ти кинулась печь нам блины. Гостеприимство и радушие у цыган в крови. О том, что ещё отличает эту загадочную, удивительную национальность, рассказала 85-летняя цыганка Лидия ШАШКОВА.
-Мне по документам 74 года, а по-настоящему я 1930 года рождения, то есть мне 85, – начала свой рассказ после стремительного знакомства Лидия Яковлевна.
Коренная костромичка родилась и выросла здесь, в Костроме. Несмотря на то, что сейчас кочует только 1% цыган, они все равно живут бок о бок – в Ребровке более 10 цыганских семей.
-Детство было кочевое. Это сегодня мы оседло в крепких домах живем, а когда-то всё было по-другому, – продолжила Лидия Шашкова. - Отца забрали на фронт и нас, пятерых деток, мама растила сама. В магазинах ничего не покупали – не на что было. Ходили в обносках: что дадут, то и надевали. Так и перебивались. Цыгане бедно жили, а друг к другу тянулись. У меня есть - у тебя нет – даем, заварку чая и то пополам делили.
Кочевали цыгане только летом. Зимой останавливались на квартирах у многочисленных знакомых в деревнях Апраксино, Сумарожки. Русские привечали с удовольствием: народ цыгане мирный.
- Те, кто привечали, тоже были нищие. Мы, цыгане, походим по деревне по домам, соберем милостыню для себя, да и тех, у кого живем, покормим. Богатства не было раньше. Вечером вместе поедим-попьем и ночуем. Кто денежками давал, кто хлебца, картошечки, лука. Что на своем огороде растили - то и нам давали. Подойдем к дому: милая, дай милостыни. Вынесет то помидорчика, то огурчик. Вот так и прожили всю войну дружно и мирно – мы не хулиганили.
Сейчас цыгане обрусели. Но кочевая жизнь им часто вспоминается.
- Палаток 5 соберем: палки воткнем, брезентом накроем - полчаса и готово. И женщины, и мужчины делали. Одну деревню обошли – в другую едем, чтобы подавали побольше милостыни, – смеясь, рассказывает моя собеседница.
По словам Лидии Яковлевны, уезжать с места на место им было не жалко – им везде дом, где поля, леса, реки и луга.
- Вечером молодежь табора соберется у костра: поет, пляшет всю ночь. Понравились жених с невестой друг другу: убегают в лес, только на утро домой возвратятся. Но при этом замуж цыганки выходили девушками. Бывало, что цыгане девчонок полюбившихся воровали. Поговорят долгими ночами – подружат – и вовсе убегают из дома. Но старейшие не волновались: сами придут - никуда не денутся – говорили они. Потом поругают блудных сыновей и дочерей добрые цыгане, конечно, но вскоре помирятся да свадьбу молодых справят. Случалось, что женились цыгане и на русских девушках. Разбрелся наш народ по всему белому свету и живет везде, кроме Антарктиды, – шутит Лидия Шашкова.
Коренным образом жизнь цыган переменилась, когда 26 октября 1956 года в СССР вышел указ об оседлости. Полное название документа было таким: Постановление Совета Министров РСФСР № 658 "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством". Их стали вовлекать в работу. Кочующим цыганам дали общежития, бараки. В одном бараке проживали порой по 12 семей. А потом стали цыгане сами строиться – свои дома делать. И сейчас все родные - рядышком. Калитка к калитке.
Современные мужчины - цыгане работают кто грузчиком, кто строителем. А некоторые стали предпринимателями: выращивают скот на мясо, продают породистых коней. Женщины-цыганки торгуют на рынке и занимаются швейным производством.
- Сейчас без образования никуда. И дочки, и сыновья все грамотные. А раньше никакой азбуки: ни считать, ни писать цыгане не умели. Как сходить посбирать да погадать – вот и вся учеба для девиц. Я сама ещё не грамотная. В церковь пришла молиться - батюшка спрашивает: ты вот эту молитву знаешь? Я говорю: знаю «Отче наш» наизусть, а, как прочитать, подпись поставить – не знаю, - разводит руками Лидия ШАШКОВА.
Цыгане православной веры. В церковь ходят, крестят своих детей. Но ради пропитания и на грех шли – гадали.
- Гадание, конечно, грех. Моя бабушка на картах не гадала - греха боялась. А мы с матерью, теткой не боялись - только гаданиями да милостыней на жизнь и зарабатывали. Где соврем - где правду скажем. Что карта покажет – то и говоришь. Старинные предсказания действительно сбывались. И себе гадали: что в пути ждет. Другой раз и исполнялось. И колдовали, и привораживали – отвораживали. Но сейчас уже не стали этим заниматься. Сейчас все грамотные....
Пасху, Рождество, Новый год, Масленницу цыгане справляют дружно: собирается вся семья из 10-15 человек. Для застолья пекут пироги с мясом, творогом. Солянку варят. Домашние Лидии Яковлевны всё любят - всё кушают.
Семьи у цыган большие: у Лидии Яковлевны внуков и правнуков 21 человек. А детей всего четверо.
- У нас не душегубничают - аборты не делают. Это считается большим грехом. Сейчас молодежь цыганская, может, и делает, но в наше время это было под запретом, – признается она.
Один из самых пышных цыганских праздников - свадьба. Замуж цыганские красавицы в Костроме выходят не так рано - в 18, в 22. Жениху понравилась невеста – приезжают свататься. Согласны будут родители, понравится жених невесте - свадьбу играют. А не понравится - откажут. Без согласия родителей у цыган никуда. Семья невесты собирается вместе на обсуждение - решает: отдавать – не отдавать. Взвешивают все плюсы и минусы молодого – выбор ответственный, потому что брак цыганский заключался на всю жизнь. Хоть молодые и редко официально расписывались. Заключение брака происходит так: молодые встают на колени перед семейной иконой и получают родительское благословение. Это у цыган сильнее печати в паспорте.
Что примечательно, замуж цыганские девушки выходят девственницами. Во время свадьбы молодые отправляются в опочивальню, после чего пожилые цыганки выносят на подносе в лепестках роз покрывало, сорочку или простынь, свидетельствующую о непорочности невесты. С ним цыгане пляшут и поют. Если обнаруживается, что невеста не девственница - это большой позор для семьи. Бывало, что сваты и вовсе отказывались в разгар свадьбы от молодой, когда обнаруживалось, что та порочна, и свадьба со скандалом заканчивалась, если девушка заранее не призналась жениху во всем честно. По традиции, жених всю свадьбу оплачивает сам, но, если «девушка уже не девушка» оплату торжества берут на себя её родители.
А деньги это немалые: средняя цыганская свадьба обходится в 500 тысяч рублей запросто.
- У меня у внучки, например, на миллион свадьба справлена была. Венчались, гуляли 2 дня: 300 – 500 гостей было. С рождения мальчика уже начинают родители копить деньги на свадьбу. У нас Мише 12, а у него накоплено на свадьбу 70 тысяч рублей. Кто в банках хранит, кто в навозе, – шутит собеседница. - Бедные цыгане и на 150 и на 300 тысяч справляют. Но богатые всегда шикарно.
Шикарные цыганские свадьбы, к слову, никогда не окупаются. Молодым кто кольцо, кто цепочку золотую подарит, кто деньги. Но большинство гостей вручает цветы. После свадьбы молодые живут у родителей мужа. Иногда из-за свадьбы влезают в такие долги, что приходится дома продавать. Но цыгане - народ веселый. Любая неудача им ни по чем.
Сейчас цыганские дети говорят и на русском, и на цыганском языках. Среди друзей и русские ребятишки.
- Нам все друзья. Я раньше жила и в Первомайском, и на улице Озерной, а сейчас переехала. Так вот бывшие соседки встречаются из Первомайского – на шею кидаются, ревут: «Тетка Лида, почему ты от нас уехала? У нас сейчас таких соседей нет, как вы были». И с Озерной тоже нас любили – новый сосед у них - русский мужик, но с ним не дружат... А мы за одну семью жили с соседями. Понятия не имели, чтобы поругаться. Я в долг давала - и мне дадут. Скотину бывало зарежем – соседи мясо забирают, потом как смогут, деньги отдают, – вспоминает Лидия Шашкова.
Разговор у нас получился долгий, внучка Алена (девочка, что вначале визита убежала печь блины — прим.автора) зовет нас за стол: пить чай и кушать блины – переживает, что те совсем уже остыли.
Кстати, если цыгане приглашают к столу, вежливо отказаться - обидеть добродушных хозяев. Цыгане считают, что увиливающий от обеда гость ими брезгует. Это расценивается как неуважение. А вот поблагодарить хозяев за гостеприимство можно, сказав : «НаИс» (ударение на второй слог — прим. автора). Что по-цыгански означает «спасибо».
Светлана ИСАЕВА, г. Кострома
