Коллекторы начали работать по новым правилам

Для них с января этого года введено множество новых ограничений С начала 2017 года начали действовать новые правила, резко ограничившие работу коллекторов. По данным на конец января, право заниматься взысканием долгов получили только 10 коллекторских агентств. Накануне Нового года они получили в Федеральной службе судебных приставов свидетельства о внесении в официальный реестр. Быть в этом списке – обязательное условие для работы. Так что гражданам есть смысл внимательно проверить документы у тех, кто придет за долгами. Агентства, получившие свидетельства, работают не только в столице, они имеют филиалы и в других регионах. Поэтому теоретически прийти к должникам в будни коллекторы могут где угодно. К тому же реестр агентств, без сомнения, пополнится. По оценке Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), число агентств может составить 1,5-2 тысячи. Впрочем, сказать точно, сколько их будет, пока никто не может. По закону таким бизнесом смогут заниматься лишь фирмы, для которых взыскание задолженности – это основной вид деятельности. У такой компании должны быть чистые активы не менее 10 млн руб., страхование ответственности за причинение убытков на сумму не менее 10 млн руб. в год, должен быть свой сайт, они обязаны оформиться как операторы персональных данных. Коллекторами не смогут работать лица, имеющие не снятую судимость. Законом установлено максимальное количество звонков и SMS-сообщений должнику в течение дня, недели, месяца. Не допускается взаимодействие с должником в рабочие дни с 22 до 8 часов и в выходные дни с 20 до 9 часов по местному времени. Запрещается лично встречаться с должником более одного раза в неделю, а общаться по телефону – более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Также устанавливается обязанность коллектора в начале беседы называть свои фамилию и должность, в том числеи в SMS-сообщениях должнику. Запрещается скрывать информацию о номере телефона или адресе электронной почты, с которых идут звонки или сообщения должнику, а также скрывать информацию об отправителе сообщения. Поэтому коллекторы не смогут сохранять инкогнито. При этом должнику предоставляется право отказаться от общения с указанными лицами. С другой стороны, у коллекторов есть право попросить о более частых встречах или каких-то других видах общения, не предусмотренных законом. Но для этого надо будет заключить дополнительное соглашение с должником. Национальная ассоциация коллекторских агентств уже подготовила рекомендации по изменениям договоразайма и дополнительным соглашениям с должниками. Так что и гражданам стоит внимательно читать то, что банкиры им предложат подписать. Более того: граждане не должны стесняться задавать свои вопросы коллекторам. В законе зафиксированы жесткие сроки ответов на обращения должников. За неисполнение законодательства предусмотрена довольно существенная ответственность – дисквалификация для должностных лиц, и штраф до 200 тысяч рублей – для юридических лиц. В связи с этим в профессиональном сообществе даже волновались: не закидают ли должники коллекторов массовыми письмами, чтобы утопить взыскателей в бюрократии? «Действительно, практика показывает, что отвечать надо на все вопросы, – рассказал «Российской газете» собеседник из ассоциации коллекторских агентств. – Однако в законе говорится о том, что ответственность кредитора наступает при отсутствии ответа только по тем обращениям, которые содержат вопросы о задолженности: о ее структуре,о том, откуда она возникла и как ее взыскивают». Как бы то ни было, если у граждан возникли претензии к коллекторам, можно жаловаться в Федеральную службу судебных приставов. В самой службе приставов начинает работу отдельное управление по контролю за работой коллекторов, а в региональных управлениях ФССП – отделы.


подпишитесь на нас в Дзен