Космонавт Андрей Борисенко: «Счастлив, что не попал в 35%»

Космонавт Андрей Борисенко
В День Космонавтики Герой России, летчик-космонавт РФ, член отряда космонавтов ФГБУ НИИ ЦПК рассказал «Провинции.ру», что его больше всего радовало в первый полет в космос.

Андрей Борисенко в апреле празднует два праздника с разницей в неделю. Первый — День космонавтики, второй — собственный день рождения. Он летал в космос дважды, и оба полета были длительные, фактически по полгода. Космонавт поделился своими первыми ощущениями в космосе и тем, что для него значит 12 апреля.

— В первую очередь — мой профессиональный праздник. Во вторую очередь — это праздник всей страны. Может быть, не все понимают, но космонавты знают очень хорошо. Потому что мы представляем тот объем труда, который складывают наши сограждане в эту работу. Фактически каждый работающий человек нашей страны, хотя бы частичку, но вкладывает в космонавтику.

— Ваш первый полет в космос состоялся тоже в апреле, Вы его отмечаете как-то? Помните свои первые впечатления?

— Да, мы в нашей семье вспоминаем этот день. Ну и, конечно, немножко отмечаем. А ощущения и от первого, и от второго полета ничем не отличаются. Это радость, бесконечная радость от того, что удалось достичь вершины профессии — самого космического полета. К сожалению, это удается далеко не всем космонавтам. Примерно 35% в космос так и не летит по независящим от них причинам. Они были зачислены в отряд космонавтов, прошли весь курс подготовки, но в космос так и не полетели. Так складываются обстоятельства. И, как правило, никакой вины человека здесь нет. И вот тот факт, что ты не попал в эти 35%, дает еще больше повода для радости.

— У Вас оба полета были длительные. Когда возникает ощущение, что устал и хочешь домой?

— Вот такого ощущения вообще не возникает, потому что мы туда летаем работать — это раз. Во-вторых, это та профессия, та работа, к которой мы идем почти всю жизнь. В-третьих, находясь в очередном полете, мы понимаем, что, вернувшись назад, мы не можем предугадать судьбу — будет еще один полет или нет. Так что в космосе каждый момент на вес золота.

— Вы за два длительных полета сталкивались с внештатными ситуациями?

— С внештатными ситуациями сталкивается практически каждый космонавт. Просто внештатные ситуации бывают разные — одни несут угрозы жизни и здоровью экипажа, с первыми мне сталкиваться не приходилось. А другие — просто мелочи жизни. Вот с мелочами сталкиваемся в каждом полете, постоянно. Это такие, как команда не прошла, лампочка перегорела в отсеке. Все, как дома. А серьезные внештатные ситуации — разгерметизация, пожар, попадание аммиака в герметичный объем, с этим сталкивается далеко не каждый экипаж. Именно с этим мы сталкиваемся на земле во время тренировки на тренажерах.

— При приземлении после длительного пребывания в космосе какие первые ощущения, как привыкаете к земному притяжению?

— Привыкать ни к чему не нужно. Нужно пережить достаточно неприятный период, несколько часов, пока расстройство вестибулярного аппарата и нарушение координации движений достаточно сильные. Это действительно неприятно. Морская болезнь, которая всем известна, ничего приятного тут нет. Но поднять руку, ногу, сделать первый шаг не так тяжело, как кажется, и как многие думают. Но все равно есть радость от ощущения, что ты дома.



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: https://www.roscosmos.ru