Для рязанских художников Глеба Петракова и Вячеслава Прошина рисование на стенах многоэтажек стало настоящей страстью

Для рязанских художников Глеба Петракова и Вячеслава Прошина рисование на стенах многоэтажек стало настоящей страстью
Когда я проходил мимо здания факультета русской филологии и национальной культуры РГУ имени С.А. Есенина, меня привлек расположенный на стене яркий мурал*, который появился там сравнительно недавно. На нем изображены Шурик и Лида – герои легендарного советского фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».

Эти образы, знакомые с детства, словно ожили на стене моей родной альма-матер.  Позже я узнал, что авторами этой работы являются рязанские художники Вячеслав Прошин и Глеб Петраков. Их творчество не оставило меня равнодушным, и я решил познакомиться с ними лично.  И вот 5 февраля я встретился с Вячеславом и Глебом в редакции газеты «Мещерская сторона», куда они пришли, откликнувшись на мое приглашение.

Глеб родился в украинском городе Светловодске в 1990 году в семье инженеров. Но вскоре, когда мальчику было всего три месяца, семья решила переехать на родину его отца – в Рязань.

– Рисовать я начал с самого детства, – рассказал Глеб. – Родители отдали меня в художественную школу. А еще они хотели отдать меня и в музыкалку. Такой выбор стоял неспроста. К тому времени я уже пробовал учиться играть на отцовской гитаре. Но рисование все-таки победило. После школы я поступил в училище Вагнера на педагога-живописца, где провел пять лет. А потом планировал продолжить образование в Санкт-Петербурге, но передумал. С работой тогда было все неплохо.

Глеб рассказал, что в 14 лет освоил искусство татуировки, которой занимается и по сей день. А в 16 стал рисовать портреты на заказ. И тогда же он попробовал делать изображения на стенах. Так, его роспись украшала гардеробную клуба «Планетарий». Но за творчество платили мало. Поэтому во время учебы он продавал диски в компьютерном магазине, потом трудился официантом.

Когда-то Глеб еще играл на гитаре в рок-группе и пел, а также ездил с концертами по близлежащим городам. Однако со временем он осознал, что его истинное призвание – это рисование.

Напарник Глеба Вячеслав младше его на несколько лет. Он родился в Рязани в 1996 году. Его отец – профессор радиоуниверситета, доктор наук, а мать – учитель русского языка и литературы и журналист. У него есть брат и сестра.

– Я до шести лет нормально не разговаривал, – говорит Вячеслав. –  У меня диагностировали парез языка. Зато было неплохое зрение и хорошая мелкая моторика. Правда, сначала меня хотели отдать на скрипку, но я быстро понял, что это не мое. Ведь я всегда любил рисовать. Сначала была учеба в художественной школе, потом в училище Вагнера, а после него уже армия. Когда сослуживцы узнали, что я художник, то потекла река заказов. Пацаны приносили фото своих девушек, чтобы я нарисовал их портреты. Там же, в армии, сделал одну роспись на стене.

После службы Вячеслав стал работать в гранитной мастерской. Участвовал в создании памятников. Этим он занимался до 2020 года, а после увлекся росписью стен. Даже какое-то время работал в столице, выполнял крупные заказы. И когда он вернулся в родной город, сидеть без дела ему тоже не дали.

Один из заказов был в микрорайоне Дашково-Песочня. Там требовалось разрисовать стены в кафе. Вячеслав понял, что без помощника будет трудно, и позвонил Петракову.

Молодые люди до этого уже были знакомы – общались в кругу местных художников. Глеб согласился, и так зародился их тандем. Живописцы быстро сработались, что в их среде довольно редкая история. Ведь творческие люди – сложный и амбициозный народ. Каждый видит одно и то же по-своему, у всех разное представление о прекрасном. При таком раскладе сложно найти общий язык, но они смогли.

Первый крупный мурал, созданный художниками совместно, был нарисован в прошлом году в белорусском городе Добруш. Заказчику удалось найти команду художников через специализированную компанию, и они с радостью согласились на проект. Им нужно было сделать мурал с изображением героя Советского Союза Николая Михайлашева.

– Этот первый мурал был очень сложным, – вспоминает Вячеслав. – Площадь изображения – стена девятиэтажного здания. Мы работали на лесах. Надо было сначала рисовать, а потом, чтобы посмотреть на результат, слезать, отходить в сторону – от стены метров на 200, – оценивать и возвращаться. И так много раз за день.  И я, и Глеб даже похудели. Но у нас получилась качественная работа. И мы уложились в сроки. На все ушло примерно десять дней.

Глеб добавил, что они с Вячеславом поначалу боялись высоты, но потом побороли этот страх, привыкли.

– Мы, воодушевленные, вернулись в наш город и решили повторить этот опыт, – говорит Петраков. –  В Рязани периодически проводится фестиваль уличного искусства «Слово». Я там тоже участвовал. Меня заметили и выделили средства на создание мурала на улице Есенина. Я сделал эскиз с Константином Циолковским. Тема – космос. Заказчики одобрили. Но из-за жителей того многоквартирного дома осуществить задуманное тогда не получилось. Затем этот мурал я решил сделать в городе Рыбное. Приехал, но стены здания, на котором предстояло работать, оказались, можно сказать, убитыми. Рисовать на них было невозможно. А потом эту идею предложили воплотить на стене радиоуниверситета.

Глеб воодушевился. Ему понравилось, что на предложенной стене много окон, которые можно интересно обыграть. Деньги выдали небольшие, но это был шанс заявить о себе. Глеб позвонил Вячеславу, и тот согласился. Ведь в этом вузе преподает его отец.

Ребята приступили к работе. В этот раз им не пришлось трудиться на лесах – привезли автовышку, что значительно облегчило задачу. Однако без сложностей не обошлось.

Например, на стене нужно было изобразить Константина Циолковского и Владимира Уткина, в честь которого назван вуз. Когда работа была почти завершена, вдруг попросили убрать Уткина и вместо него нарисовать Александра Попова – изобретателя радио. Дело в том, что организаторы не смогли получить одобрение от родственников Уткина. В итоге на стене появились Циолковский и Попов.

После этого Глебу и Вячеславу предложили создать мурал для здания факультета русской филологии и национальной культуры РГУ имени С.А. Есенина. При этом сначала заказчики думали о какой-то простенькой композиции, но Петраков и Прошин предложили им нарисовать Шурика и Лиду из знаменитого фильма Леонида Гайдая. Идея была одобрена. Глеб разработал этот эскиз – и пошла работа.

На этот раз площадь стены была меньше, нежели в «радике», но работа была сложнее. Это не только портрет, но и изображения героев до пояса. Здесь больше цветов, оттенков. К тому же был сложный подъезд для автовышки к нужной стене. Хорошо, что водитель оказался профессионалом и виртуозно ставил машину в узкий промежуток.

И над тем, и над другим муралом художники трудились примерно по две недели.

– Это кажется, что рисование больших муралов занимает много времени, – говорит Вячеслав. – На самом деле нет. Там все большое. Большая щека, большой нос. Не нужно ничего особо детализировать. Это не как на картинах обычного размера, которые писать сложнее. Их же рассматривают вблизи, поэтому нужно все тщательно прорисовывать. А значит, и дольше.

А Глеб добавляет, что когда художник на высоте седьмого этажа разглядывает участок картины в упор, то видит, что вот здесь бы чуть-чуть подровнять волосок, а тут нанести другой оттенок. Но когда он спускается вниз, то оказывается, что все наоборот, ничего менять не надо. То есть вблизи кажется криво, а издали – идеально.

Что касается следующих муралов, то они еще на стадии обсуждений. По словам Вячеслава, у них есть несколько предложений. И еще они с Глебом собираются ехать в Вологду на фестиваль. Но вот именно сейчас они муралы не делают, так как на дворе зима. Нужно дождаться тепла.  Так что зимой наступает время других занятий.

– У меня очень много заказов на роспись стен, – рассказал Петраков. – Только в январе было три точки: спортивный зал, кафе и детский магазин. И я еще делаю дизайн интерьера, в который вписываю роспись. Также мне заказали сделать дизайн бассейна. Кроме того, занимаюсь рекламными баннерами и визитками.

Но все же, как сказал Глеб, когда придет время делать мурал, все прочие дела отойдут на второй план.

– Сначала ты работаешь на имидж, потом имидж работает на тебя, – добавляет Вячеслав. – Я тоже отказываюсь от других заказов, когда делаю мурал. Ведь важно, чтобы он был красивый, качественно выполненный. Чтобы местные жители и гости Рязани увидели его и поняли, что в нашем городе живут талантливые художники. И я был счастлив, когда мне дали возможность рисовать.

Также надо отметить, что Вячеслав и Глеб участвовали в фестивале «Гамма». Он проходил на рязанском ВДНХ. Прошин нарисовал замечательного актера Эраста Гарина и Владимира Высоцкого, а Петраков – Виктора Цоя.

– Сейчас я еще занимаюсь иллюстрациями, – сообщил Вячеслав. – Это уже на компьютере. А так у меня есть и хобби. Я играю на гитаре. И до 2020 года я занимался страйкболом (военно-тактическая игра, где по «врагу» стреляют из оружия, заряженного пластиковыми шариками. – Прим.ред.). С ребятами мы участвовали в чемпионате России.

Кстати, о личной жизни. Глеб состоит в браке. Супруги вместе уже десять лет, но детей у них пока нет. Жена занимается пирсингом, а также следит за домом и финансами. Вячеслав, напротив, свободен.

У художников есть заветная мечта – принять участие в каком-нибудь московском фестивале и расписать 20-этажный дом. Они стремятся работать с мастерами мирового уровня и, как отметил Вячеслав, были бы рады посетить Донецк или Луганск, чтобы создать там большие муралы.

– Мы уже не можем представить свою жизнь без рисования, – в завершение  беседы сказал Глеб. – Это наша жизнь, и я наслаждаюсь каждой ее минутой. Главное – не останавливаться, а идти вперед, не сидеть на месте. И если взялся – делай хорошо!

– Да, мы наслаждаемся самим процессом, – добавил Вячеслав. – Не зря ведь мы столько лет учились и продолжаем учиться. Мы уверены, что создадим еще множество красивых и масштабных муралов.

Николай СКРИПКИН, Рязань

Мурал – вид монументальной живописи на стенах архитектурных сооружений. Может размещаться внутри или снаружи зданий. В отличие от граффити всегда имеет эстетическую и художественную ценность. Происходит от испанского слова murо – стена.



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: Глеб Петраков