Забытые герои и уникальные уголки Псковщины, которые могут и должны удивить туристов!

Причём, делает это на основе журналистских расследований, исторических фактов и даже пожеланий власти.
Советы чиновникам
Губернатор на это заметил, мол, главам не стоит протирать штаны на пятой точке и ждать, когда область преподнесёт готовый турпродукт на блюдечке с золотой каёмочкой. Надо и самим открывать маршруты! Про штаны и «точку» это, конечно, в моей версии, но сказано верно.
Именно этим и занимается «КрЪ», поднимая все эти годы на щит героев и забытые уголки Псковщины, которые могут выстрелить. Ниже – знаковые проекты. Если их не заметят отцы и матери городов, то надежда на таких же безумцев: журналистов, архитекторов, скульпторов, туроператоров, современных Мамонтовых... Не одними же барсиками нам жить дальше?
Даёшь «Юнону и Авось»
ПСКОВ. ПОРХОВ. Ещё 3 года назад «КрЪ» предлагал поставить памятник или скульптурную композицию в Пскове легендарному «Командору», герою рок-оперы «Юнона и Авось» Николаю Петровичу* РЕЗАНОВУ (28 марта 1764 г., СПб – 17 февраля 1807 г., Красноярск). Уточню: капитану, дипломату, путешественнику, камергеру Императорского двора, руководителю 1-й русской кругосветной экспедиции. Согласно исследованиям музейщицы от Бога Людмилы ВАСИЛЬЕВОЙ, в Порховском уезде Резановы владели землями, а в губернском Пскове Николай 5 лет служил в Палате гражданского суда (ныне музейные хоромы Постникова, напротив «Шпагатки»).
Почему бы у нас не объединить русича Резанова и американочку Кончиту? Пусть даже в образе популярных артистов Николая КАРАЧЕНЦОВА и Елены ШАНИНОЙ. Сделать это на Запсковье, где работал покоритель Америки и кумир молодёжи 80-х. Не нравится – пожалуйте к крепостной стене и храму Сергия Радонежского с Залужья, где в Метрической книге «увековечили» себя Резанов, его мать, сестра и два брата.
Возвращение «Командора» в Псков стало бы патриотической и актуальной международной акцией – «Свесть Америку и Россию», Псков и Сибирь уж точно. Эта новая точка единения была бы востребована на ура туристами. Сегодня 6-метровый памятник «Командору» есть в Красноярске (где умер герой), а в Пскове – дырка от бублика. Хорошо, что в Палатах музейщики сделали отдельную экспозицию, но этого явно мало.
ПОДРОБНЕЕ: «Скобари прошлись по Сибири! Неужели в Пскове не увековечат подвиг земляка Николая Резанова?» («КрЪ», 2022 г).
Верните царя народу
ПСКОВ. ДНО. ПОРХОВ. Давно пора восстановить в столице Псковской земли и место стоянки в марте 1917 года Царского поезда, где Николай II, загнанный как мышь в западню, подписал (или НЕ подписал – кому как угодно) акт об отречении от Престола Государства Российского. Место это находится с торца ж/д вокзала в так называемом Жандармском тупике. Сама точка – вплоть до 120 шагов! – установлена «Курьером» в 2019 году.
Более того, руководство «РЖД» в лице замруководителя товарища Пегова ещё 8 лет назад грозилось передать в Псков копию Царского вагона из Нижнего Новгорода. Эффект для туристов был бы ошеломляющий, но сам проект прежние власти почему-то спустили на тормозах.
ПОДРОБНЕЕ: «120 шагов до Николая II. Установлено точное место стоянки Царского поезда в Пскове» («КрЪ», 2019 г.).

Не грех вспомнить, что параллельно, на станции Дно, где царь провёл 2-3 часа в ожидании спикера Думы, заговорщика Родзянко, сейчас здесь уже стоят: чудесный Царский собор, памятник Страстотерпцам и Поклонный Крест. Всё благодаря двум владыкам, храмоздателю и дновцам.
Уточню: на станции Дно, параллельно местному «Невскому проспекту», царь гулял по (малому) перрону. Остаётся лишь увековечить само место и восстановить историческое название «проспекта» (с середины 50-х
годов это, увы, безликая улица Невская), на худой конец, сделать двойные таблички. Железнодорожникам просто вернуть исторический красный цвет дореволюционной больнице, а областным дорожникам довести до ума и заасфальтировать Невский проспект. Вот вам и прямая дорога к храму. Затраты минимальные, результат – не на одно поколение! К слову, под Москвой в обители есть ещё уникальная картина художника Вячеслава Алексеева, где Николай II изображён в своём вагоне на станции Дно. Кому достанется – не известно.
Но и на этом царское направление в Пскове не заканчивается. Продолжением темы могла бы быть установка памятных знаков, как минимум, в двух местах. Первый – сделать Поклонный Крест в деревне Луг Порховского района, на месте Преображенской часовни, воздвигнутой за свои деньги крестьянами в честь чудесного спасения в ж/д катастрофе Александра III (под Харьковом на Украине). Что сейчас на той стороне границы – одному Богу известно, остов же нашей святыни чудом сохранился у дороги, а именную икону берегут послушницы в ближайшем храме деревни Жаборы.
Второй знак – уже для псковичей! Установить на улице Доставалова у «президентской» инфекционной больницы Камень с мемориальной доской. Именно здесь стояла уничтоженная советами часовня Владычного Креста, хотя в средние века было Поле ратной славы. Позже псковичи встречали Крестный ход из Печор, во время военных манёвров 1903 года здесь проезжал Николай II, а в 1-ю Мировую находился аэродром (есть фото). В часовне была и самая большая панорамная икона России с видом древнего Пскова (к счастью, сейчас она в музее-заповеднике).
ПОДРОБНЕЕ: «Царский Луг и часовня в честь Александра III. Места, которые взывают к нам о помощи», «Владычный Крест – 90 лет спустя!», «Спасёт ли президентская больница часовню Владычного креста в Пскове?» («КрЪ»).
Замечу, камень с изображением Владычной часовни легко вписался бы с будущим больничным храмом цесаревича Алексия и врача Боткина. Внутри церкви можно разместить копию панорамной иконы. Таким образом власти и медики объединили бы древность и победу над ковидом на современном поле боя. Неужели так трудно догадаться или нам это не надо?
Эффект гарантирован – объединение для туристов царских маршрутов в Дно, Порхове (Жаборы, Луг) и Пскове. Затем, не сомневаюсь, появится и туристический Царский поезд и по маршруту: Могилёв (ставка) – Дно – Псков – Петроград (или наоборот). Всего-то и надо: правильно поставить вопрос перед Москвой, АО «РЖД», Императорским Палестинским Обществом (возглавляемым экс-премьером СТЕПАШИНЫМ). Но почему бы не начать с Царского вагона?
Спасибо Владимиру, Ольге и Буднику!
ПСКОВСКИЙ и ОСТРОВСКИЙ РАЙОНЫ. На «радость» братьям-украинцам, предлагаю вернуть в патриотические маршруты и деревню БУДНИК на берега Черёхи, где родился и жил в детстве в Ольгиной вотчине будущий Креститель Руси князь Владимир.

Место это в начале 90-х установлено псковской подвижницей Еленой МОРОЗКИНОЙ и журналистами, облагорожено Великорецкими казаками атамана, монаха Виктора ПОПОВА, дачниками и новыми подвижниками. Сейчас здесь – Поклонный Крест, культовый и речной валуны. Чудным образом на историческом камне проявился древний «Крест на Голгофе».
О сенсационном факте: после начала СВО в 2022 году, камень Владимира предсказал через специалиста по Ольгинской топонимике, археолога Анатолия АЛЕКСАНДРОВА и его биометрическую рамку, когда закончится война на Украине. Рамка в руках Мастера сдвинулась с места, когда был назван вслух 2025 год! Можете верить, можете нет, но осталось ждать окончания войны совсем немного. Вот что надо увековечивать!
Бездействует в любимом районе и «Линия Пантера». Вспоминают про неё, когда поисковики находят новые косточки. А то, что она связана с героями-партизанами и героями русско-японской войны (Павлом РАТЬКОВСКИМ), как-то всем наплевать.
А ведь здесь тоже можно было бы закольцевать туристический маршрут через Красные Пруды или Кириллово.
ПОДРОБНЕЕ: «Будник: 1000 лет спустя, «НП» 1993 г.», «Псковский Будник князя Владимира. 1029 лет спустя! Когда в России всё будет хорошо? О «Пантере» – любой из материалов за последние 5 лет («КрЪ»).
Даёшь на Варлаамке «тропу» из стекла!
ПСКОВ. Не хочется выезжать в Будник, давайте «вставим» пистон «любимым» нами во все времена немцам. Предлагаю сделать историческую обзорную «стеклянную тропу» внутри восстановленной Варлаамовской башни (см. фото). Тем самым мы закольцуем круговую дорожку, которую всего-то и надо уложить на существующие металлические балки. Получилось бы, как внутри прозрачного купола Рейхстага. Эффект в год 80-летия Победы – гарантирован. Эксклюзив!
Не исключаю, что придётся кому-то что-то доказывать, раз объект восстанавливался при участии ЮНЕСКО (а может, уже и нет). Зато у всех туристов на краю стены дух бы захватывало.

Подземелья, Ленин и Талабы
ПСКОВ. Давно пора (через Москву и Патриархию) открыть в Снятогорском монастыре суперобъект Великой Отечественной войны – подземную Ставку командования армии «Север» с 6-метровыми стенами – наглядно показать, с кем мы воевали. Туристы и доход обители тоже гарантированы.
Кроме того, настало время вернуть древние подземные ходы Пскова, хотя бы от Покровки до Свинузской башни (это решение было принято Думой ещё в 1910 г.), плюс музеефицировать подземелья Старого Вознесения, где в 30-е годы расстреливали псковичей, а хоронили сперва у храма Алексея с Поля.

Не секрет, кто забудет своё прошлое, тех же революционеров, обретёт новых. Почему бы не привести в порядок старую «Почту», связанную с Лениным и усилить её новыми маршрутами. Восстановить место, где печатались большевистские газеты! Дом этот и сейчас цел! Ещё при жизни знаток истории, батюшка Владимир ГЕОРГИЕВ рассказывал мне, как искал там с ребятами печатные литеры, которыми набирали «Искру». Не сомневаюсь, и сейчас найти исторический шрифт вполне реально, как и закольцевать ленинские маршруты?
Боитесь тревожить вождя, сделайте на популярных Талабах доступным «Маяк героям гражданской войны». Уточняю, это на острове Залита – памятник работы Всеволода СМИРНОВА с 5-метровыми металлическими сетями. Ещё одна обзорная площадка (надо лишь обустроить подъём в стиле автора). Сам «Маяк» и пустующий западный берег острова сразу бы заработали. Ведь наши рыбацкие сети с туристической точки зрения круче, чем на набережной в Петрозаводске. Вот вам и новая красивая точка на соседний Красный остров – так называли в старину остров Верхний, ныне Белов.
Прекрасное далёко – скажете вы, тогда восстановите двухэтажные палаты с деревянным вторым этажом у подножья Гремячки и хлебопекарни по проекту нашего великого архитектора-реставратора Спегальского. Смотришь, музей его имени и древний Псков заиграют новыми красками. Но никому это не надо. Так и живём, Иванами…
Озёра прячут Чудо-юдо...
ПРИГРАНИЧЬЕ. Надоел Псков? Почему бы не поискать в Бежаницком Полистовье следы Аракчеевского поселения, а в Себежском национальном парке – Лох-Несского чудовища, по-русски Чудо-юдо. Уточню: во времена нашествия НАПОЛЕОНА, здесь были живы свои ЗМЕЕЯЩЕРЫ, описаны они устами проводников-очевидцев, себежским писателем Владимиром КОРСАКОМ. Как вариант, можно было бы провести экспедицию в Приграничье, на стыке России и Беларуси (о Рдейском озере пока не мечтаю).
А ещё хочется увидеть в Себеже памятник Героям
Отечества, которые победили на своём Ледовом побоище 1536 года ворогов литовцев (вот куда тоже надо было владыку Тихона привозить).
Впрочем, хотите святости, добро пожаловать и на Тёплое озеро, на наш Псковский Валаам, полуостров Мтеж, где в Курокше чудом сохранился Покровский храм на древней земле Псково-Печерского монастыря. Но про это тоже почему-то не вспоминают.
Новая жизнь края
ДЕДОВИЧИ. Предлагаю закрепить пальму первенства Партизанского края и сделать маршрут в Пожеревицы. Установить Памятный знак на месте типографии в усадьбе МаксОво, где печаталась районная газета, где редактор геройски погиб в первые дни войны, а до революции барин собирал народные байки и печатал в Петербурге. После этого туристы с радостью поехали бы на гору Судому, надо лишь там срезать высокие деревья на смотровой площадке.
ПУБЛИКАЦИИ: «Поиски типографии в Партизанском крае подарили 1000 народных баек из Малого Парижа», «Под Малым Парижем найден печатный станок и шрифт времён войны».
Ну, а ещё можно и нужно провести молодёжный десант на остров Татинец, с ночёвкой на партизанской базе, и устроить общую встречу в День партизанского праздника в Железнице. Эффект и новая подача военной темы тоже гарантированы.
Отсель грозить мы будем…
КРАСНОГОРОДСК. А почему не открыть Погранзнак на месте советской заставы №8 у озера Синее на границе с Латвией? Сделать это в память о служивших в Синозерье пограничниках, рядом со спасёнными копиями киево-псковских икон Васнецова в Петро-Павловском храме, а также о геройски погибших в войну жителях и партизанах. Это был бы наш реальный ответ ПАМЯТИ на НАТОвский 3-метровый железный занавес. И всё в каких-то 150 метрах от границы. Согласитесь, дорогого стоит!
Параллельно, красногородцам можно было бы создать единый литературный маршрут, который был бы связан с забытыми каменными ликами, храмами, именами Достоевского и Пушкина...
ПУБЛИКАЦИИ: «Пограничная застава №8. Раскрыта новая тайна себежско-красногородского Синозерья!»
Новый взгляд на войну
ПОРХОВ. ДНО. До сих пор не понимаю, почему в Порхове, на месте лагеря «Дулаг-100», не обустроить тропинки с табличками, фото, номерами разрушенных бараков и казарм танкового полка. Эффект реального включения в историю
войны и здесь гарантирован: место не застроено, руины реальные, затрат минимум.
Туристы – после монументального Памятника узникам у Озера слёз, остались бы в шоке от бетонных остовов – как и в Дно в лагере Колотушино, и на аэродроме «Гривочки»…
Туда можно было бы добраться по Старорусскому военному тракту, на котором тоже море эксклюзива. Всё это могло бы объединить Дновский, Порховский районы, но каждый живёт в своих границах.
ВЕЛИКИЕ ЛУКИ. ДЕДОВИЧИ. ОПОЧКА. А ведь в Луках есть своя Красуха – деревни Санники и Андрюково, где в 1942 году сожгли живьём 385 и 360 жителей. Держатся святыни сейчас только на подвижниках, а могли бы быть центром межобластного патриотизма.
В нашем Малом Сталинграде, мы знаем про нашего Сусанина – Матвея КУЗЬМИНА, но забываем, что в Дедовичском и Опочецком районах жили на местных трактах такие же герои – Михаил СЕМЁНОВ и Иван СОРОКИН. Слабо вернуть к жизни?
Ещё на Псковщине забыты ИСТОКИ ВЕЛИКОЙ! Экологическая жемчужина, река Великая, вправе объединить Новосокольнический, Бежаницкий, Опочецкий, Островский районы. Но пока за Истоки, как природную зону, бьются жители деревни Большой Вяз, питерец Дмитрий НОВИКОВ и газета «КрЪ».
Собрать снова ВЕЧЕ
Молчу уже про последнего романтика Серебряного века поэта Никандра АЛЕКСЕЕВА (1891-1963), который свёл в XX веке Россию и Францию. В Пскове, на Мироносицах, есть забытая могила поэта и купол разрушенной часовни Героям 1-й Мировой войны. Восстановить… нереально? Даже не буду спорить. В начале 90-х то же самое говорили мне про Крыпецкий и Никандровский монастыри. Глубоко ошиблись.
Никто не верил, что будут спасены в наше время другими подвижниками Варлаамовская башня, двор Подзноева, палаты Постникова, Трубинских, как и в то, что построят мост в устье реки Псковы (о нём открыто ратовал лет 10 назад на страницах «Курьера» эколог Сергей ЕЛИЗАРОВ).
Впрочем, чтобы область стала краше, надо собрать десяток таких ершистых безумцев с их предложениями – от архитектора Шуляковского до журналистки Миронович, от юриста и экскурсовода Никифоровой до казаков Тарасова и Колтакова – всех тех, кто не боится резать правду-матку, а выводы уже делать власти.

Обзор псковских святынь подготовил Олег КОНСТАНТИНОВ
P.S. Под лежачий камень вода не течёт, но давайте быть оптимистами. Почему бы всем миром не создать интерактивную карту забытых туристических жемчужин Псковской земли. Пишите и предлагайте!
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов