Творцы хрустальной красоты

Современные мастера завода создают шедевры из хрусталя.
Без малого три столетия работает во Владимирской области Гусевской хрустальный завод им. Мальцова. Разные периоды были за это время, производство даже приостанавливалось на два года. Однако сегодня хрустальных дел мастера вновь выводят предприятия в число самых аутентичных, наиболее популярных в России за счет уникальной номенклатуры продукции. Сохраняя наследие мастеров прошлого, тут смотрят с уверенностью в будущее!

«Чисто русское хрустальное производство»

История Гусевского хрустального завода началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Васильевич Мальцов основал очередную «фамильную» стеклянную фабрику, выбрав место во Владимирском уезде Московской губернии, при сельце Никулине, в урочище Шиворово, что на реке Гусь, сообщает официальный сайт предприятия.

Иван Акимович Мальцов принял эстафету семейного промышленного предпринимательства от матери.  

К середине XIX века гусевская фабрика Мальцовых числилась в ведомостях мануфактур как «чисто русское хрустальное производство», работавшее исключительно на отечественном сырье и топливе, имеющее русские кадры. Самобытные произведения гусевских мастеров славились далеко за российскими пределами и производили фурор на престижных международных выставках. В числе постоянных заказчиков и покупателей значились известные коллекционеры, крупнейшие ювелирные компании и даже царственные особы.

Иван Сергеевич Мальцов реорганизовал производство стекла по самой современной технологии.  

В начале XX века Гусевской хрустальный завод был национализирован. В сороковых годах здесь наладили массовый выпуск недорогой прессованной посуды (стаканов, блюдец, сахарниц, маслёнок) и стеклянных пуговиц. В годы Великой Отечественной войны производство гражданской продукции пришлось свернуть до минимума, чтобы обеспечить поставки для нужд фронта (завод выпускал медицинские ампулы, шары для горючей смеси, колбы для термосов, фляги, светотехническое стекло). Возвращение к мирной жизни позволило начать возрождение хрустального производства. В начале пятидесятых годов на заводе приступили к выработке свинцового хрусталя. Появились новые печи и автоматизированные линии, современные технологии варки цветного хрусталя и роботы для нанесения алмазной грани. Росли объёмы производства, расширялась география экспорта, продукция завоёвывала медали международных выставок и государственные награды.

Начало XXI века стало труднейшим периодом для предприятия. Легендарный промысел мог прекратить своё существование, но производство удалось возродить. 26 декабря 2013 года Гусевской хрустальный завод, который теперь носит имя своего основателя, купца Акима Мальцова, возобновил работу после двухлетнего перерыва.

Памятник основателю завода Акиму Мальцову в Гусь-Хрустальном.  

По рецептам старых мастеров

Сегодня все желающие могут побывать на заводе и своими глазами увидеть, как создаются изделия из хрусталя. Здесь работают профессионалы, для которых изготовление хрустальной красоты - работа архисложная, тяжелая, но творческая.

Как и в старые времена, горят, бурлят в цехах печи. В печных горшках варится стекломасса - основа будущих шедевров. Как и два века назад у стеклодувов есть ее четкий рецепт - смесь песка, поташа и свинца, каждый из ингредиентов закладывается в горшок с вечера и строго определенного количества.

Правильный хрусталь, а именно такой производит Гусевской хрустальный завод, содержит 24% оксида свинца. От плюмбума (свинец) зависит чистота хрусталя, его звучание и вес: тяжесть элитарной посуде придает именно свинец.

Жар ощущается даже у подножия печей. Наверху и вовсе с непривычки невыносимо. Хрустальную основу варят при очень высокой температуре - 1450 градусов, а придают форму - при 1200 градусах.

Возле печей стоит бригада. Суеты нет, но все происходит очень быстро. Работает команда, как отлаженный механизм, четко зная, кто и что должен делать в конкретный момент. Иначе нельзя: чуть зазеваешься - весь труд насмарку, да и зевать возле огнедышащих печей и горелок опасно.

Изготовление хрустальной красоты - тяжелая работа.  

Из жерла стекломассу достают длинной трубкой. Отточенными движениями переносят к форме, постоянно переворачивают, подкручивают, чтобы стекломасса не утекла и раньше времени не остыла. В каждом движении - четкость.

На одном конце трубки - медовая капля, на другом - резиновая груша, которой подают внутрь капли воздуха. Но если нужно раздуть хрусталь до больших размеров, груши не хватит, и тогда (так было и сто лет назад, и двести) рабочий использует силу своих легких. Так было и раньше. Так и сейчас: мастер набирает полную грудь горячего воздуха и через трубку-самодувку отправляет его в сердце будущего хрустального произведения.

Все грани цвета

После возрождения в начале «нулевых» гусевские мастера сделали ставку на выпуск  цветных изделий или изделий с цветным накладом. Технология их производства более сложная, однако результат впечатляет. Мастер опускает бесцветную каплю хрусталя в центробежку, где уже замешан цвет. Ярко и быстро два слоя соединяются: цветной наклад обволакивает бес-цвет. Позже наклад украсят рисунком - прорежут грани, сквозь которые засияет прозрачный хрусталь.

Сочетание цветов - самое разное. При нас в горшках варили бирюзу, кобальт (он дает глубокий синий цвет), бесцвет и хрусталь популярного медового оттенка. Для каждого цвета используют особые элементы-красители: селен - для красного, марганец - для фиолетового, медь - для зеленого. Богатую цветовую гамму дают эрбий и неодим: от розового до сиреневого.

Некоторые рожденные на гусевском заводе узоры стали эталоном стеклоделия.  

После того как нужная форма придана, изделие помещают в печь отжига для снятия внутреннего напряжения от высокой температуры и резкого охлаждения. Иначе бокал или ваза разлетятся на мелкие кусочки. Остывать «большой» хрусталь будет долго: крупные формы проведут в печи сутки. Мелкие изделия достаточно на пару часов отправить в лер (для обывателей это устройство выглядит как закрытая коробом лента-транспортер). Внутри лера установлены газовые горелки, которые регулируют температуру, постепенно снижая ее до 40-50 градусов.

Из лера их забирают мастера для дальнейшей обработки – огранки. За дело берутся специалисты алмазного участка. Именно здесь вазы, графины, бокалы обретают привычный для нас вид. Здесь рождается знаменитая мальцовская, или, как еще ее называют, гусевская грань, заставляющая свет играть, цвет блистать, а поклонника хрусталя замирать от восторга.

Некоторые рожденные на гусевском заводе узоры стали эталоном стеклоделия. Кольца, ромбы, восьмигранники, пирамиды со срезанной верхушкой и рассеченные крестом... Они плотно покрывают гладкую хрустальную поверхность или, напротив, оставляют «воздух», давая нам возможность всмотреться в спокойную гладь элитного стекла.

На алмазном участке шумно - работают установленные в ряд станки шлифовщиков. На первый взгляд - конвейер, на самом деле - индивидуальный подход к каждому изделию. Работа шлифовщика тонкая, тут глаз-алмаз нужен: линии должны лечь ровно, не испортить рисунка. Кстати, все работники алмазного участка ГХЗ имеют высший шестой разряд - любую операцию могут сделать от начала до конца. Народ опытный!

Чтобы грань стала прозрачной, нужна химобработка. В цехе химической полировки посуду в кассете опускают в ванну с кислотой - она разъедает и полирует стекло. Затем изделие возвращается на шлифовальный участок, где его моют водой и при необходимости наносят уже матовые грани.

Совершенство во всем!

Когда все этапы пройдены, продукция подвергается строгому контролю. На торговые прилавки попадет только лучшее, проверенное отделом качества. Даже незначительные дефекты недопустимы - такой принцип действует здесь. Именно поэтому каждое изделие, творение гусевских мастеров хрустального дела мы видим таким, как оно и должно быть:  изысканные шедевры, которые греют душу и рождают самые теплые эмоции.

Большая коллекция изделий мастеров завода представлена в Музее хрусталя, который работает в райцентре.  Он был открыт в 1983 году. Его уникальная коллекция - одна из крупнейших в России, она насчитывает более 12 тысяч предметов. Около половины экспонатов было передано с завода, где они хранились в так называемой «образцовой кладовой». Туда попадали предметы и серийного производства, и выполненные по специальным заказам, а также привезенные владельцами хрустальной империи из-за границы. В настоящее время коллекция пополняется произведениями современных авторов, среди которых народные художники России, члены Академии художеств. Они разрабатывают не только серийные и заказные образцы, но и создают авторские композиции - настоящие произведения искусства из хрусталя, отмечают в музее.



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: сайт Гусевского хрустального завода