Подушка – чтобы любимая уснула навсегда

Позднее ей дали такую характеристику: «Она проживала одна, находилась на пенсии, занималась хозяйством, справлялась сама, о помощи никого не просила, была скрытная, о своей личной жизни практически не рассказывала, часто употребляла алкоголь».
Последний раз голос Екатерины Мигуновой слышала её подруга Валентина Лыгина 12 ноября. В тот день женщины созвонились и договорились встретиться на следующий день – после получения пенсий. Но ни 13, ни 14 ноября Лыгина так и не смогла дозвониться до Мигуновой. И дым из трубы её дома не шёл.
Всё это было странно. О своих недобрых предчувствиях Лыгина рассказала их третьей подруге – Елене Николаевой.
Наконец, уже 16 ноября, в субботу, Лыгина отправилась в дом Мигуновой. Дым из трубы так и не шёл. Калитка была закрыта. Женщина стали стучать в окна дома. Никто её не услышал: не подошёл к окну и не открыл дверь.
Тогда через забор соседнего участка Лыгина пробралась во двор дома Мигуновой. Входная дверь заперта не была.
Женщина прошла в комнату и сразу же увидела свисающие с дивана ноги хозяйки дома.
– Батюшки! – всплеснули руками.
Потом подошла поближе к телу, обратила внимание на то, что на нём нет никакой одежды, только грудь прикрыта брошенной сверху кофтой. Обнажённые участки уже приобрели неестественный цвет. На лице была видна запекшаяся кровь.
Испугавшись, Лыгина вышла из дома.
Сразу же позвонила Николаевой, вызвала «скорую помощь» и полицию.
Сначала к дому прибежала Николаева. Когда подоспел участковый, вместе с ним женщины прошли в помещение.
Только теперь Лыгина почувствовала острый запах перегара, обратила внимание на царивший на кухне беспорядок. Стол был накрыт на двух человек, лежало резаное яблоко, стояла опорожнённая бутылка водки и рюмки, повсюду разбросаны окурки.
Лыгина рассказала участковому обо всём, что знала сама. О том, в частности, что уже несколько дней хозяйка дома не отвечала на телефонные звонки. Николаева добавила, что накануне получения пенсии Мигунова ей тоже звонила, просила получить деньги за неё, так сама Мигунова, по её словам, «в запое». Николаева выполнила эту просьбу: получила деньги за подругу, благо, в посёлке, где все друг друга знают, всё – на доверии.
По словам Николаевой, получив пенсию Мигуновой, она тоже несколько раз её звонила. Но ответа – не было.
* * *
В Старорусским межрайонном следственном отделе СУ СК РФ по Новгородской области было возбуждено уголовное дело по статье «Умышленное убийство».
Как рассказала официальный представитель регионального следкома Анастасия Садриева, первым делом сотрудники правоохранительных органов проверили круг общения погибшей женщины. В процессе этой работы было установлено, что в последнее время Мигунову часто видели в компании 59-летнего Михаила Христилова.
Жил он в этом же посёлке, в своём доме, который, надо сказать, делил с бывшей женой. Официальный развод они получили несколько лет назад, но так и не сумели разъехаться. Отношения поддерживали как соседи в коммунальной квартире.
Ничем особенным Христилов не выделялся. Перебравшись много лет назад из Казахстана, где и родился, на Новгородчине перебивался случайными заработками. Регулярно, в частности, возил на своём автомобиле местных жителей в лес за ягодами.
Благодаря этому познакомился и с Мигуновой, для которой сбор ягод был одной из статей дохода.
Многие, в том числе и бывшая жена Христилова, знали, что между ним и Мигуновой завязались отношения. Но никому, собственно, до этого не было никакого дела. Люди взрослые, и им – виднее.
Дочь Мигуновой уже долгое время со своей семьёй жила в Санкт-Петербурге. На историческую родину наведывалась нечасто. Обязательно – в начале лета, чтобы передать сына бабушке: пусть каникулы проведёт вдали от шума городского. Но к 1 сентября мальчика забирали и увозили обратно в Питер.
Потом мать и дочь лишь созванивались. Сообщение о страшной кончине матери вызвало у дочери шок. Она тоже знала, что у родительницы появился воздыхатель. Но никак не думала, что отношения уже пожилых людей могут привести к трагедии.
На допросе у следователя дочь рассказала:
– Мать называла Христилова «ухажёром». Иногда рассказывала о конфликтах с ним, но причин не называла, лишь говорила, что тот ей надоел. Когда находилась в гостях у матери, слышала угрозы и оскорбления в адрес матери со стороны Христилова. Когда тот был сильно пьян, случалось, что мать не пускала его в дом. При этом она тоже злоупотребляла спиртными напитками. В состоянии опьянения могла проявить агрессию и грубо ответить.
Последний раз, как и Валентина Лыгина, дочь созванивалась с матерью 12 ноября 2024 года.
– Мне показалось, – добавила женщина, – что мать была пьяна. Вечером я ещё раз набрала её номер. Но телефон уже был выключен. Такое бывало и раньше, поэтому каких-либо беспокойств не возникло.
Подруги погибшей характеризовали Христилова как скрытного и вспыльчивого человека. По их мнению, Мигунова его побаивалась, так как тот мог на нее накричать, оскорбить, ударить.
* * *
Христилова задержали в его доме. Удивления он не выказал. И сразу же написал явку с повинной.
Позднее, на допросе у следователя СК рассказал следующее.
В тот день, 12 ноября 2024 года, он пришёл в гости к Мигуновой. Принёс с собой водку. Пили вдвоём. А потом наступил черёд интимных отношений. Как уверял на следствии Христилов, его партнёрша была не удовлетворена, «стала предъявлять к нему претензии, оскорблять его мужское достоинство, выражаясь грубой нецензурной бранью».
Со слов Христилова, это разозлило его. Стоя рядом с разобранным диваном, на котором сидела Мигунова, он толкнул её так, что женщина повалилась навзничь. Стала кричать. Тогда одной рукой он схватил даму сердца за горло, а ладонью другой закрывал ей рот и нос. Женщина сопротивлялась, царапалась так, что повредила ему правое ухо.
Тогда Христилов схватил лежавшую рядом подушку и прижал её к лицу Мигуновой.
– В таком положении, – рассказывал убийца следователю, – я удерживал подушку в течение пять минут. Когда отпустил её, Мигунова ещё шевелилась. Я похлопал ее по груди и животу, окликнул, но она не ответила. Потом ушёл из дома, решив, что Мигунова уснула в состоянии опьянения.
* * *
Вину в убийстве женщины Христилов признал ещё на следствии. В суде подтвердил все свои показания следственного этапа.
Просил суд учесть смягчающие обстоятельства: пожилой возраст, а также то, что его действия стали реакцией на оскорбления со стороны потерпевшей.
В период следствия, кстати, была назначена и судебно-медицинская экспертиза самого Христилова. Она подтвердила наличие у него незначительных травм, в том числе и на ухе, что говорило о том, что женщина, действительно, причинила ему повреждения.
«У Христилова имеется ссадина в области правой ушной раковины, две ссадины правой кисти. Данные повреждения образовались не менее чем от трёхкратного воздействия тупых твердых предметов: ногтей пальцев рук», – сказано в заключении судмедэкспертизы.
Суд согласился с тем, что поводом для преступления стало поведение потерпевшей, «которая, будучи в состоянии алкогольного опьянения, явилась инициатором ссоры, высказывала в адрес Христилова оскорбления, ругательства в грубой нецензурной форме».
Но на квалификацию преступления это не повлияло.
Суд усмотрел и наличие отягчающего наказание обстоятельства: совершение преступления в состоянии опьянения, которое «ослабило волевой контроль подсудимого над своими действиями».
24 марта 2025 года Старорусский районный суд признал Михаила Христилова виновным в умышленном убийстве и приговорил его к 8 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Дочь погибшей в качестве компенсации морального вреда просила взыскать с него 2 миллиона рублей.
Выступая в судебном заседании, исковые требования Христилов признал частично. Согласился полностью возместить расходы, связанные с похоронами, но сказал, что считает завышенным истребуемый размер компенсации морального вреда, причинённого дочери в результате гибели матери.
В этой части суд согласился с позицией Христилова. Соответствующей требованиям разумности и справедливости признана сумма в 1 миллион рублей.
После вынесения приговора осуждённый подал в Новгородский областной суд апелляционную жалобу. Как сообщила руководитель Объединённой пресс-службы судов Новгородской области Мария Воробьёва, 28 мая 2025 года она рассмотрена судебной коллегией по уголовным делам. Никаких оснований для изменения приговора не установлено. Он вступил в законную силу.
Алексей КОРЯКОВ,
Парфино
(Имена и фамилии потерпевшей и свидетелей изменены. – Прим. ред.)
Источник фото: СУ СК РФ по Новгородской области