Рязанец Владимир Борисов создает такие необычные велосипеды, что, когда он едет на них по городским улицам, все смотрят только на него

Владимир родился в Воронежской области в 1963 году. Он с самого раннего детства катался на велосипедах. Первый был марки «Школьник». Потом, когда мальчик подрос, родители купили ему двухколесного друга посерьезнее.
– Кстати, этот велосипед у меня остался, – рассказывает Владимир. – Правда, на нем уже нет живого места. Даже рама сломана. Тем не менее я его храню как раритет.
После школы Владимир поехал в Рязань, чтобы учиться в радиоинституте. Да так и остался в наших краях. В 90-е, как он говорит, было не до велосипедов. Ренессанс этого увлечения произошел в начале нулевых, когда появились скоростные модели. По телевизору, в прессе стали рассказывать о таком виде отдыха, как велопутешествия, и Владимир загорелся. Тем более он давно хотел посмотреть мир. И решил: дай-ка и я попробую!
Он купил новый хороший велосипед, спецодежду, рюкзак и поехал в Крым. Один. Это было в 2014 году. Сначала сел на поезд с велосипедом до Симферополя – и уже оттуда начал свой тур. Мужчина посетил Бахчисарай, Севастополь, заехал на Ай-Петри, спустился в Ялту и по побережью доехал до Феодосии. В день откатывал по 70-80 километров. Это первое путешествие Владимиру безумно понравилось, и он решил, что будет так делать и впредь.
На следующий год Борисов отправился в Норвегию. Правда, уже не один, а втроем. Сначала сели на поезд до Мурманска, затем на машине их перевезли через границу. Ехали по берегу океана и посетили острова Сенья, Квалоя и Лофотенские. Красивые фьорды, горы в снежниках, водопады.
– Там я встретил много велосипедистов из других стран, – говорит мой собеседник. – Кстати, язык знаю только русский. Но когда приезжаю в ту или иную страну, стараюсь всегда выучить хотя бы шесть-семь местных слов. Это очень сильно помогает. В том северном путешествии я захватил и кусок Швеции и Финляндии. И там я, кстати, собирал грибы. Шли дожди, был сезон, и по дороге они попадались в таком большом количестве, что хоть косой коси! Собрал красноголовиков – подосиновиков по-нашему. Готовил их в кемпинге. Ко мне подходит немец и говорит: «Вы что, это будете есть?» Конечно буду! Нажарил и съел со сметаной. Было нереально вкусно. Что норвежцы, что немцы не едят грибы. Для них это несъедобная вещь. А для нас деликатес! А еще мы там в водоемах ловили семгу, а затем варили ее и пекли.
В 2017 году Владимир отправился в одиночное путешествие по Черногории. Оно заняло три недели, и за это время он проехал всю страну на своем велосипеде.
То лето в Черногории выдалось особенно жарким: повсюду бушевали пожары, воздух был наполнен дымом. Но Владимира это не остановило. Он двигался вдоль побережья, наслаждаясь морскими пейзажами, а затем поднялся в горы, где находится национальный парк.
Особенно впечатлил его каньон реки Тара – самый глубокий каньон в Европе и второй по величине в мире.
– Там я встретил велопутешественников: поляка и немца, – вспоминает Владимир. – Решили вместе отдохнуть. Немец шнапс принес, поляк пиво. И так мы посидели, пообщались. Перед нами раскинулся мост через Тару, туристов нет, тишина… А потом я поехал дальше, где каньон поглубже. Нашел его с трудом. Полтора километра вглубь. Дальше опять спустился к морю. А затем Которский залив. А еще мне очень понравился монастырь Острог, вырубленный в отвесной скале. И я попросил остаться там на ночь. Разрешили, дали койку с одеялами. А на следующий день пошел дождь и все не прекращался. Остался и на второй день, а потом и на третий. А затем еще на пляже позагорал и улетел домой.
На этом путешественник не остановился. Потом он с приятелем прокатился на велосипедах по Золотому кольцу. Они доехали на электричке до Сергиева Посада и оттуда уже на велосипедах поехали во Владимир, Суздаль, Ярославль, Мышкин, Углич, Калязин, Ростов Великий и Рыбинск. Борисов отметил, что дороги были хорошие, кроме одной. Это был участок с Мышкина до Рыбинска. Заплатка на заплатке, яма на яме.
Потом велосипедист отправился вместе с компанией друзей в Абхазию. Они посетили города Новый Афон, Очамчира, поднялись на Шакуранский водопад и Отапскую пещеру.
– Она невысокая, – вспоминает Владимир. – Приходится идти пригнувшись. Там течет подземная речка. Поэтому надо идти в сапогах. Снизу вода по колено, вверху сталактиты.
Затем мужчины решили посетить Афонские пещеры. Съездили и на озеро Рица. Добавим, что в Абхазии встречалось много шакалов. Их вой довольно неприятен.
– И это не все мои путешествия, – говорит Борисов. – Я доезжал и до Эльбруса. С погодой повезло. Эльбрус блестел, переливался на солнце. Был еще на Алтае. Это, пожалуй, после Норвегии самое красивое место. Один водопад Учар чего стоит! Но там дорога не простая. Нас на лодках перевезли через речку, и километров десять пришлось идти пешком по козьей тропе – узкая дорожка на склоне горы.
В этом походе Владимир с товарищем переплыли Телецкое озеро и потом прошли перевал Кату-Ярык, что в переводе означает «злой и ужасный».
– Там вообще не было автомобильных дорог, – рассказывает путешественник-изобретатель. – Та, что была, – это еще в 50-е годы отец с сыном на бульдозере сделали серпантин. Но он получился очень крутой. И мы поднимались по нему на велосипедах. Очень устали, но это того стоило. Мы увидели место слияния рек Катуни и Чуи. Чуя серебристая, а Катунь купоросная. Они сливаются, и это зрелище невозможно забыть.
Кстати, по словам Владимира, в этих краях много медведей. Правда, он их там не встречал, но слышал рык.
И самое свежее приключение рязанца – это Байкал, куда он поехал в компании двух москвичей. Сначала долетели до Иркутска. Потом через тайгу и болота добрались до острова Ольхон и пошли по байкальской тропе. По-хорошему, они могли бы оставить велосипеды, но не сделали этого. И они два дня шли по этой тропе, груженные своим транспортом. Повезло, что в одном месте кто-то из жителей подбросил их на моторной лодке. Ночевали в тайге. Затем на катере вернулись и прокатились по Бурятии.
Почему я так подробно рассказываю о путешествиях, хотя вроде как должен о велосипедах? Просто одно от другого неотделимо. Именно благодаря тому, что Владимир стал ездить по стране и миру, в нем проснулась страсть к конструированию этого вида транспорта.
Все началось с того, что в Черногории он увидел необычный велосипед, который поразил его воображение. На нем могли разместиться сразу два человека, причем один сидел, а второй... лежал. Управление велосипедом было разделено между ними, и каждый мог взять на себя роль ведущего, сменяя другого.
– Потом на одном форуме зашла речь про лежачие велосипеды, – говорит Владимир. – Залез в интернет. Ничего сложного нет. И так получилось, что в 2019 году кто-то мне отдал металлическую раму и другие части от старого велосипеда. И я сварил эту лежачую конструкцию. Я приехал к вам на интервью именно на нем. Тут все хорошо: видоизмененная рама, высокие педали, длинные цепи и хорошее сиденье. И я с удовольствием на нем катаюсь. На трассе, правда, нет, а по городу езжу. Люди удивляются, а некоторые говорят: «Что, на нормальный велосипед денег не хватило?» Но я отшучиваюсь.
Потом конструктор увлекся унициклом. Это велосипед на одном колесе. Но кататься на нем сложно, так что он просто сейчас существует на правах экспоната.
Далее Владимир сделал велосипед с задним рулем. По габаритам он такой же, как уницикл, но гораздо удобнее и надежнее. И тормозить удобно. В общем, освоил его быстро. Сейчас это один из его любимых велосипедов. Он компактный и легкий. Правда, и скорость маленькая, но все же больше, чем у пешеходов.
– А потом я задался целью сделать велосипед-тандем, на котором можно кататься вдвоем, – говорит конструктор. – Купил три старых велосипеда. Распилил их, сварил и сделал одну цельную конструкцию. Единственная проблема –
это большой износ. Хотя все сделано капитально: максимальное количество спиц, рулевое, рама. Но пять лет нормально ездит, а потом нужен ремонт. Кстати, на тандеме я с женой Светланой катался. А еще ко мне приходят племянники: парень и девушка. Вот они катаются на нем только так.
Затем Владимир сделал велосипед-тачанку. Это три колеса с передним приводом и подвижными каретками. На нем можно вообще не рулить, просто крутить педали. Кстати, он считается веломобилем, а не велосипедом.
– Я когда первое время катался, то все спрашивали, как я рулю без рук, – смеется рязанец. – Говорю – телепатией. Но потом, повнимательнее посмотрев конструкцию, люди все понимали. А делал я его из хлама – что на даче нашел. Два каких-то старых гнутых колеса, водопроводные трубы. А выехал – мне так понравилось! Равновесие держать не надо, рулить не надо. И сзади еще место есть. Я даже на нем возил мешок цемента. И самое главное, он мне помогает. Приезжаю с дачи, устал как собака. Руки болят, весь день на ногах. А покататься хочется. Вот я на него ложусь... Руки скрестишь, ноги поднимешь и катаешься. И приезжаешь как огурец. Так что каждый велосипед хорош для своих задач.
Как рассказал Владимир, в Санкт-Петербурге живет создатель необычных велосипедов Игорь Баронас. Он известен тем, что сконструировал самый большой в мире (так написали в СМИ) велосипед – высотой более
6 метров. Борисов узнал об этом и захотел создать похожий. Его экземпляр, 1 метр 80 сантиметров высотой, был сделан прошлой осенью. Как говорит мужчина, сначала, конечно, было страшно на нем ездить, но потом нормально.
Кстати, с этим высоким велосипедом связана интересная история. Однажды Владимир ехал на нем по скверу. Там гуляли девушка с парнем. Когда Владимир оказался неподалеку от них, девушка сказала, что у них в Питере есть такой же велосипед. Наш конструктор ответил: «У Баронаса, что ли?» И каково было его удивление, когда молодая незнакомка оказалась дочкой этого изобретателя! Это была очень приятная встреча. Ведь Борисов и Баронас общались в социальных сетях. И девушка отправила фото рязанца и его велосипеда своему отцу.
Конечно же, отдельная тема – это хранение этих необычных велосипедов, которых у Борисова в коллекции шесть штук.
– Какого-то специального места нет. Два стоят пристегнутыми возле подъезда, – говорит Владимир. – Один в подъезде, другой на балконе, еще один в кладовке. И на даче тоже велосипеды хранятся. Ставить уже некуда. Но я все равно не спеша конструирую новый. Какой именно – этого пока не могу сказать. Но идей у меня достаточно. Главное, что у меня есть цель, и уверен, что получится что-то путное.
Николай СКРИПКИН, Рязань
Источник фото: Николай Скрипкин