Мечты под крылом Романа… сбываются!

О парапланеристе Романе АГЕР, президенте Федерации авиационных гонок на мотопарапланах Псковской области, мне рассказал друг: «Ас сверхлёгкой авиации! Облетел полпланеты! Дважды падал, и дважды врачи говорили ему: «Забудь про небо!». Но он стал летать ещё круче! Каждый год участвует в соревнованиях по сверхлёгкой авиации, и в прошлом году стал чемпионом России! Да что говорить, он жить без неба не может…»

Мы пересеклись с Романом в кафе, пока погода была нелётная, и за разговором он нет-нет, а поглядывал в окошко. Как только прояснилось, засобирался: «Всё, я полетел. Мы, пилоты, метеозависимые, нам – чтоб ни дождя, ни ветра. А хотите, я вам Псков сверху покажу, на лету и пообщаемся…».

Родился без золотой ложки во рту

До 15 лет Роман жил в Писковичах, там же учился, благо школа рядом, а вот в музыкальную школу приходилось ездить в Псков.

– У меня же 10 лет музыкального образования, – словно сам себе удивляясь, говорит Роман. – Я же трубач, с красным дипломом. Меня в питерскую консерваторию после прослушивания без экзаменов брали.

Казалось бы, откуда такая любовь к музыке? Родители обычные работяги, с очень тяжёлой судьбой, и кроме своей любви, они сыну ничего не могли дать.

– Но это и хорошо, что я родился без золотой ложки во рту, – считает Роман. – Трудности, они закаляют, это самый верный путь к успеху. Учился я неплохо, но в приоритете всегда была музыка. Учительница по математике до сих пор расстраивается: на школьной встрече выпускников как-то сказала: «Ромочка, ты единственный, кому я в дневник "6" поставила». Она очень огорчилась, когда после школы я поступил в музыкальное училище. Незабываемое было время…

…Лютый мороз, поздний вечер, на остановке ни души. Юный трубач почти околел, а до последнего автобуса ещё 30 минут. Может, кто подбросит до Писковичей? Паренёк отчаянно голосует, но машины проносятся мимо.

– Суровые тогда были зимы, в автобусе руки к поручню примерзали, – вспоминает Роман. – Я, если вижу голосующего ребёнка, всегда торможу.

Но не только холод пришлось преодолевать молоденькому музыканту. Катастрофически не хватало денег. Роман во время учёбы работал при училище дворником, а при заводе ТЭСО – сторожем.

– Это были 90-е – пустые полки и животы, – вспоминает Роман. – Как-то удалось скопить деньжат, купил за бешеные деньги кроссовки, а они через месяц развалились. Обидно было.

После окончания музучилища лучший трубач области, Роман Агер, едет в Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова, что на Мойке. Хватило только прослушивания, чтобы оценить юное дарование. Но…

 «Куда ты, туда и я!»

Вместо того, чтобы трубить на сценах, Роман 10 лет «оттрубил» в деревне Заянье, что под Плюссой.

– И это были самые трудные годы, но и самые счастливые! – говорит Роман. – Жена у меня оттуда родом – моя Полина. Мы с ней в музучилище познакомились. И 34 года вместе.

 

По распределению Полина после училища поехала работать в Плюссу, школьным учителем музыки. Роман же оказался там по любви: «Куда ты, туда и я!».  И кем только он там не работал: пастухом и на пилораме, лесорубом и продавцом в сельмаге, трактористом и баянистом… Пахал поля и валил лес, строил дома и бани.

– Я не знаю, чего я не могу, – говорит Роман и напевает детскую песенку про папу, который может всё, что угодно. – «Только мамой, только мамой не может быть!». Полина у нас замечательная мама. И хозяйка. Мы держали и коз, и кур, и коров, вставали в 4 утра и ложились примерно во столько же. Мы были молоды, беспечны, бесшабашны и счастливы. Там у нас первый сын родился – Родион. А потом мы родили Льва. Полина меня всегда и во всём поддерживала. Даже в моем сумасбродстве. Она мой счастливый билет – Полина и наши дети.

Родион, к слову, уже «обогнал» папу – у него аж три красных диплома: школа, музыкальная школа и институт. И он тоже не прочь полетать. Лев пока ещё школьник. Но хватка у младшего Агер уже львиная.

 

Вокруг света

Когда Роман служил в армии, у него было три прыжка с парашютом. Но и этой прививки ему хватило, чтобы заболеть небом.

– Мечта была, а денег не было. Так я и хранил мечту в сердце 15 лет, с 1996 по 2011 год, – рассказывает Роман. –  А потом я купил параплан!

Что делать мудрой жене, если мужу не сидится дома? Искать вместе с ним приключения – «куда ты, туда и я». Полина не только летает под крылом мужа по самым необычным местам планеты, она сама же и разрабатывает экстремальные маршруты.

 

– Самый лучший отдых для нас – забраться в глушь, в неизвестность, а потом оттуда выбраться, – шутит Роман, а у самого глаза так и горят. – В коронавирус мы слетали в Малайзию, Африку, Турцию, Алтай. Кто хочет, тот ищет возможность, кто не хочет – причины. Во время эпидемии были самые дешёвые билеты. Мы прошли туристическими тропами остров Борнео. На Азорских островах объехали вокруг вулкана – вырвали бампер, буксовали, но мы сделали это! Там сейсмически активная зона и туристов удивляют кузидо – блюдо из мяса с овощами, которое готовится в жерле вулкана (туда на несколько минут опускают горшочек с продуктами).

К югу от   Лиссабона мы любовались зимующими аистами – их там десятки тысяч, у нас воробьёв меньше. На острове Сан-Мигель мы поднялись на вулкан с двумя кратерами – в одном голубая вода, а в другом бирюзовая, видели там заброшенный отель, который построили японцы, а запустить так и не смогли из-за 100-процентной постоянной влажности и туманов круглый год. На острове Занзибар в Африке самые вкусные фрукты, но там и самая страшная нищета, хуже, чем в Индии.

Я много, где был, и знаю, что мы живём в самой прекрасной, самой лучшей в мире стране! Один наш Алтай чего стоит – это энергетическая бомба, так заряжает!

Со сборной командой парапланеристов России мы не только соревнуемся, но и путешествуем. Мы были на плато Маньпупунёр – это на северном хребте Уральских гор, одно из семи чудес России.

 

Туда можно добраться только через перевал Дятлова или на вертолёте. Мы только 14 часов плыли на лодке через тайгу до кордона, откуда с Полиной уже взлетели. 40 минут над тайгой, приземление на плато, где и находятся 40-метровые столбы выветривания, и в обратный путь.

 

Мы летали на Эльбрус! Из семи чудес Росссии нам осталось посетить только Камчатку. Широка и велИка страна моя родная.

Интересный след величия нашей Родины Роман увидел, летая над Пярну.

– Лечу и понимаю, что 18-этажки как-то замысловато расположены. Читаю – СССР! Только у «Р» не достроена «палочка». Бог даст, ещё достроим.

В заливе Пханг-Нга в Тайланде есть мангровые рощи и остров Джеймса Бонда, над которыми тоже летал Роман. Когда он показал видео знакомому английскому пилоту, тот ужаснулся: «Крейзи русский! Если б заглох двигатель, тебя б в этих рощах сожрали крокодилы».

– Но крокодилов сверху не видно, и русские двигатели, где не надо, не глохнут, – улыбается «крейзи» Роман.

 

Укротил параплан

Первый раз крыло у Романа сложилось в 2018 году, в Выборге – самостоятельно пробовал заниматься воздушной акробатикой. Роман рухнул с неба на землю и 2 дня был в коме. Черепно-мозговая травма, перелом височных костей, сломанное колено и позвоночник… Полина примчалась из Плюссы в Выборг и не отходила от мужа. Родиону 22 года, он учится в Питере, а Льву всего 8 лет, ещё растить и растить.

– Две недели я ничего не слышал, а потом голос врача, будто сквозь вату: «Забудь про небо!». Для меня эти слова были, как красная тряпка для быка, – вспоминает Роман. – Полтора года реабилитации, по три-четыре ЛФК в день. Летом 18-го я упал, весной я сделал трайк (мотопаралёт с «телегой»), чтобы летать хотя бы лёжа, а осенью 2019-го я уже занимался воздушной акробатикой в Турции. Правда, из-за травмы колена пришлось временно пересесть на трайк.

Второй раз Роман упал с неба 1 января 2021 года. Увлёкся красотой природы и не учёл погодные условия. Это было дома, в Плюссе. Только отметили с семьёй Новый год и…

– Я ведь не пью, мне ж отдыхать, как все люди, немного скучно. Пойду-ка, полетаю! Полина дома осталась с мальчиками. А я в чистом поле и свалился. Хорошо, в сознании остался, Родиону позвонил. Они меня еле нашли…

И снова сломанный позвоночник. Реабилитация. Три-четыре ЛФК в день.

– Я плакал от физухи, но должен был восстановиться! – говорит Роман. – Рядом была Полина. Я ей жизнью обязан. Она, когда беда, не плачет – собирается в кулак и решает проблему.

И во второй раз Роман встал на ноги и поднялся в небо. Но чтобы больше никогда не падать, он, единственный из Пскова, «укротил» параплан, – прошёл курсы экстремального пилотирования, когда пилот сам создаёт аварийную ситуацию, например, срыв крыла, и сам же из неё выруливает.

 

Наперегонки с китами

Однажды Роман увидел видеоролик, как парапланерист ставит метку гренландскому киту – есть такая работа, трудновыполнимая, но очень нужная. Под эгидой Российской академии наук ведётся в Охотском море, возле Шантарских островов, учёт гренландских китов, которых там осталось около 400 особей, и каждый кит на особом учёте. С воздуха у него даже биопсию берут! И сделать это может только опытный парапланерист.

– Я отправил тому пилоту письмо, мол, имей меня в виду, и стал ждать, – рассказывает Роман, как он попал в первую научную экспедицию. – И через год он мне ответил: «Желание не пропало?». В позапрошлом году я поставил четыре метки, а в прошлом – пять.

В одной руке арбалет с капсулой, в другой – управление парапланом. Надо высчитать скорость и предугадать маневр кита, который тоже не дурак, чтобы спину подставлять, может и на глубину уйти. На выстрел у пилота – 2-4 секунды.  Экспедиция в среднем длится два месяца, в самых суровых условиях Крайнего Севера, с самыми надёжными и крутыми товарищами, сотрудниками и студентами РАН, такими же «крейзи» русскими. Не работа – мечта!

Перед тем, как «улететь», Роман «обогнул» на вираже вопрос о своих планах.

– Хочешь рассмешить Бога, расскажи о своих намерениях. Но я планирую! Сперва мечтаю, потом думаю, смогу ли, затем строю планы и осуществляю мечту. Словом, делай, что можешь, и всё будет. Нынче с 7 по 10 мая, например, мы в Пскове, при поддержке нашего спорткомитета, провели парамоторный фестиваль, на который съехались пилоты со всей России. Надеюсь, теперь это станет доброй традицией…

Прощаться с пилотом не хотелось. Наоборот, поманило небо, и чтоб крыло над головой, и увидеть, как красив родной Псков, как прекрасна наша страна, и восхитительна Земля...

Роман, как бы ни были грандиозны Ваши планы – пусть сбудутся! И да, если вам, как и мне захотелось полетать, Роман Агер исполнит вашу мечту -  его группа в ВКонтакте «Крылья Пскова. Полёты на параплане. Paraplan 60"

 


подпишитесь на нас в Дзен