Сергей РОДИМЦЕВ: «В Орловском ГАУ наука пронизывает всю образовательную деятельность — от аудиторных занятий до производственных практик».

В канун Дня российской науки, 8 февраля, проректор по научной работе Орловского государственного аграрного университета имени Н.В. Парахина, доктор технических наук, профессор Сергей Александрович Родимцев рассказал корреспонденту «ОМа» о научно-исследовательских задачах, которые сейчас стоят перед вузом. - Сергей Александрович, чему сейчас уделяется особое внимание? - Очень показательно, что что в последние годы со стороны государства все большее внимание уделяется научной составляющей во всех сферах экономики. Немаловажно это и для агропромышленного производства: сельского хозяйства, перерабатывающих производств. Ведь АПК в целом, составляет 1/3 экономики страны. Решение задач опережающего развития отрасли, ускоренного импортозамещения, обеспечения продовольственной безопасности государства немыслимы без развития и внедрения наукоемких технологий и средств производства. Это еще раз подчеркнул министр сельского хозяйства Александр Ткачев, открывая 2 февраля Всероссийское агрономическое совещание в Москве. Назвав 2016 год годом свершений и побед, он говорил о достигнутых результатах: превышение 4% роста производства, рост производства смежных отраслей на 60%, первое место в мире по производству сахара, высокие показатели по производству зерна. Эти показатели говорят об особой перспективности сельского хозяйства. И, во многом, это связано с развитием фундаментальной и прикладной науки, активным использованием не просто традиционных методов селекции, - но генетики, цитологии, молекулярной биологии; не просто машинных технологий, - но утонченной инженерии и прецизионных технологических процессов. Это и позволяет получить весомые, фундаментальные результаты. Однако, многие вопросы еще требуют своего решения. Например, в отдельных случаях мы используем до 80% импортных семян, импорт племенного генетического материала в птицеводстве составляет до 90%, реализация биологического потенциала картофеля находится на уровне 20...30%. В соответствии с известным Указом Президента Российской Федерации №350, от 21.07.2016 г., в Министерстве сельского хозяйства разработана Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг. В ней определены 7 приоритетных задач, среди которых - получение отечественных семян и племенной продукции, разработка современных средств диагностики патогенов сельхозрастений, создание современных технологий производства, переработки и хранения сельхозпродукции, подготовка кадров и др. Важно, что участниками Программы определены и профильные образовательные организации. Уже сейчас Минсельхозом России перед аграрными вузами поставлена задача по совместному с ФАНО участию в одной из подпрограмм – по семеноводству новых лучших отечественных сортов картофеля. Они должны быть адаптированы именно к российским условиям земледелия. Пристальное внимание – к меристемному безвирусному сортовому посадочному материалу, класса супер-суперэлита. Причем программа по картофелеводству начнет реализовываться уже в 2017 году. Орловский ГАУ примет участие в эколого-географических испытаниях картофеля на своей базе. Активное участие в этой работе примут студенты университета, а также наши подшефные - школьники. - У вас есть, чем ее реализовывать? - Конечно, у нас есть и специалисты, и уникальное научное оборудование, позволяющее проводить фундаментальные и прикладные исследования, в том числе - на генном уровне, использовать наукоемкие технологии. Дело в том, что наш университет выгодно отличается от других вузов и не только аграрных, но и классических тем, что мы имеем современную уникальную научную базу. Единственный в своем роде инновационный научно-испытательный исследовательский центр, сеть центров коллективного пользования научным оборудованием, региональные отделы ведущих ВНИИ, опытное поле – это далеко не полный перечень нашей научной инфраструктуры. С 2001 года, во многом благодаря бывшему ректору нашего вуза Николаю Васильевичу Парахину, создана ассоциация «Университетский научно-образовательный комплекс Орловщины», куда входит ряд ведущих научно-исследовательских организаций и, в том числе, наш университет. Мы постоянно развиваемся, оснащаемся новым аналитическим оборудованием, чтобы не только оставаться на плаву, но и быть флагманами в реализации научно-инновационной деятельности. - Но оборудование оборудованием, но ведь еще и специалисты нужны, которые обладают необходимым научным потенциалом. - А они у нас есть. Это и научные сотрудники лабораторий и центров, и занятый в собственных исследованиях научно-педагогический состав, и аспиранты, и активно участвующие в научной работе студенты. Ведь основная наша задача, не будем забывать - это подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров. И получается так, что наука как бы пронизывает всю нашу деятельность: на лекциях, практических семинарах, во время самостоятельных занятий, на практике в поле и на производстве студент получает не просто знания, а знания, основанные на получаемых здесь же, научных достижениях. Он не только ученик, но и исследователь, экспериментатор, изобретатель, причем в самом широком смысле. Мы стремимся к тому, чтобы студент мог выйти из стен Альма-Матер не банальным механическим исполнителем, а самостоятельно думающим, творчески развитым специалистом, Личностью, способным применить свой профессиональный и интеллектуальный потенциал в производстве. - Каким образом вы этого добиваетесь? - Наряду с практикой вовлечения будущих специалистов в научную деятельность, у нас широко распространены так называемые студенческие отряды, которые разделены по специализации: сельскохозяйственные (растениеводческие и животноводческие); строительные; механизированные; сервисные; отряды по переработке сельскохозяйственной продукции; педагогические; финансовые и другие. Работая в них наши студенты имеют возможность полностью погрузится в ту среду, в которой им предстоит работать после окончания вуза. Кроме того, участие в строительных отрядах косвенно решает вопрос трудоустройства, ведь многие ребята после окончания вуза приходят работать именно на тех предприятиях, хозяйствах, где проходили практику, где их уже знают, ценят и ждут. Мне представилась возможность побеседовать с участниками различных строительных отрядов и узнать их впечатления от производственно-научной практики. Екатерина ЕФАНОВА, 4 курс, будущий зоотехник. Участвовала во всероссийском сельхозотряде «Мост», который проходил на базе «ЭкоНиваАгро» в Воронежской области. Кроме нее в отряде было 27 студентов из 14 регионов России. В основном это студенты, которые обучаются по специальности ветеринария и зоотехния. - Полтора месяца мы работали помощниками ветеринарного врача и зоотехника. У каждого из нас был свой наставник и за те полтора месяца, что мы проработали, получили колоссальные знания, которые помогли мне закрепить всю ту теорию, которую изучали до этого в университете. Дарья БОРЗОВА, 4 курс, будущий экономист, стипендиатка международной программы «Каргилл» (транснациональная сельскохозяйственная корпорация). - Основная цель этой программы — это взращивание молодых лидеров, финансовая помощь стипендиатам. Участие в ней помогло мне получить второе образование по специальности «переводчик», а также я практически освоила третий язык — японский. В принципе, во время семинаров они дают навыки и знания по менеджменту, что пересекается с моей первой специальностью. Анастасия КОЗЛОВА, 4 курс, будущий ветеринар, участница программы APOLLO e.V., которая ориентирована на развитие сельского хозяйства в странах восточной Европы. - Я ездила в Германию по этой программе. Жила четыре месяца на немецкой ферме близ Дрездена, где выращивали крупный рогатый скот. Мне была интересна эта практика не столько по профессии, так как в нашем вузе достаточно практики, а больше была интересна культурная часть. Нам давали деньги на карманные расходы, организовывали культурный досуг. Но если говорить о моей непосредственной работе, то я заметила отличительную особенность немецких хозяйств. Там большое внимание уделяется профилактике болезней, поэтому, когда я пойду работать, я буду стараться внедрять на наших предприятиях именно этот немецкий опыт.


подпишитесь на нас в Дзен