Ярославец рассказал «ОМу», зачем надел мешок на памятник Грозному в Орле
Корреспонденту «Орловского меридиана» удалось пообщаться с 36-летним активистом Владимиром Лопатиным, который 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, приехал в Орел, чтобы поддержать противников установки памятника Ивану Грозному.
Утром 30 октября в орловских соцсетях появилась информация о том, что неизвестные «поглумились» над недавно установленным памятником Ивану Грозному - на коня повесили табличку с надписью «Духота то какая… темнота», а на голову царя надели мешок. Уже на следующий день стало известно, что сделал это житель Ярославля. Мужчину оштрафовали и посоветовали больше не возвращаться в Орел. Вчера вечером, 8 ноября, я разыскала Владимира Лопатина в соцсети, и мужчина согласился рассказать о своей поездке в наш город.
Что в вас натолкнуло на мысль приехать в Орел? Многие в России были против установки памятника, но таким образом выразить свою точку зрения пока никто не решился.
Спасибо, я верил, что мой поступок не будет расценен, как поступок сумасшедшего. Думаю, причин было несколько. Фоном стали книги, лекции, прослушанные и прочитанные за последние 2-3 года. Тут и история нашей страны, и философия, и дневники писателей. Ключевский, Зубов, Бунин с его «Окаянными днями», Мамардашвили с лекциями о гражданском обществе, Ахиезер ( мое последнее открытие). У нас под Ярославлем есть мемориальный комплекс: на этом месте в 1938 году за три дня расстреляли 187 человек. Я бывал там... Сидел у памятного списка, слушал песнопения Свиридова и пытался представить, каково это - все пережить...и жертвам и убийцам. Кроме того, у меня два прадеда сгинули в тюрьмах - один в 1938 году, второй в 1942. Пожалуй, эти три составляющих и заложили фундамент для каких-то действий в настоящем времени.
Что именно и кому вы хотели донести своим поступком?
Я хотел поддержать тех орловчан, которые были против. Хотел, чтобы губернатор еще раз подумал, кто лжец - профессиональные историки или сегодняшние чиновники. Я удивляюсь, как можно было на открытии памятника давать Залдостанову слово, в котором он называет попытки людей найти справедливость тараканьими бегами? Какое торжество может быть после этого?Вся законность памятника выводится из результатов соцопросов. Но никто ведь при опросе не спрашивает - на чем основано его согласие? И кто вообще этот согласившийся? Очень напоминает историю с мертвыми душами. В наше время все более технологично - прошлись новостным утюжком по сознанию наивных граждан, задали вектор, через пару дней соцопрос снарядили.
Вы говорите, что хотите, чтобы губернатор еще раз подумал. Считаете, ваш поступок мог дать ему повод пересмотреть свое мнение? Ведь активисты устраивали не один пикет, но на его решение это не повлияло. Нет, я хоть и романтик в душе, но не наивный в вопросах контакта с окружающей действительностью. Может, поэтому и родилась идея мешка и надписи как дополнения к памятнику.
А почему именно эта надпись?
Изначально была оригинальная: "Красота-то какая, лепота" на месте спиленного памятника. Но идею спиливания я отложил. Все-таки у меня семья, работа, волонтерский проект. Таким образом царь остался на коне, а конь на постаменте, но заступиться очень хотелось. Так появился мешок и надпись. До надписи была идея звука — хотел, чтобы царь говорил, но времени не хватило.
"Молодой человек приехал из Ярославля, чтобы каким-то образом прославиться. Прославился… Они были очень уверены в том, что это все для них пройдет безнаказанно», - сказал губернатор после случившегося. Если бы у вас была возможность, что бы вы ему на это ответили?
Сложно сказать. Я читал это, читал также и второе интервью Потомского, где он сказал, что меня жизнь уже наказала. Вот здесь бы я ему ответил, что наказывают друг друга люди, а жизнь — учит. Сначала я у него молодой человек, потом я уже 36-летний не поумневший мужчина. Не хотелось бы вообще на эти его выступления как-то реагировать. Подобные выпады со стороны власти, когда она продолжает что-то навязывать, идет вразрез с идеей развития любого города, в котором жители решают, что, как и кому ставить. Эпоха индустриализации и коллективизации давно закончилась, люди осели в городах, людям самим нужно оживлять, наполнять пространство вокруг себя, а не ждать, когда пришельцы его на свой лад начнут окультуривать.
Владимир, вас оштрафовали и пожелали больше не возвращаться в Орел. Прислушаетесь к совету или приедете еще в наш город?
Нет, на памятник больше не полезу. Я не сторонник многосерийных акций.
Что вы можете пожелать тем орловцам, которые столько сил и времени потратили на то, чтобы донести до власти ошибочность решения по установке памятника?
Не терять самообладания и верить, что правда на их стороне, потому что они активны, потому что они действительно любят свой город в отличие от горожан, которые рассуждают так: "Поставили, значит пусть стоит".
