Кадастровый инженер оформил участок меньше по размеру, чем фактический. Что делать?

При оформлении документов кадастровый инженер землю оформил меньшей площади, чем фактически занимаемая. Нас в известность не поставили, 6 лет прошло, обратились в Росреестр, чтобы получить объяснения, а получили акт проверки, где меня обвиняют в самовольном захвате, я  проживаю на участке уже 30 лет.

Любовь, Оренбург (СМС)

Отвечает Дмитрий ЗАГВОЗДКИН, начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Оренбургской области:

Исходя из Вашего вопроса следует, что есть правоустанавливающий документ на земельный участок, и при уточнении границ земельного участка (6 лет назад), кадастровым инженером были указаны границы (площадь) меньше, чем фактически используемый земельный участок.

До 2017 года уточнение границ земельного участка осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Перечень документов, в соответствии с которыми могло быть определено описание местоположение границ земельного участка при его уточнении, был установлен частью 9 статьи 38 данного Федерального закона: документ, подтверждающий право на земельный участок, а при его отсутствии - документы, определявшие местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия данных документов границами земельного участка являлись границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Результатом кадастровых работ являлся и является межевой план, а согласование местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования, который также подписывается правообладателем земельного участка.

Таким образом, ответственность за достоверность сведений, внесенных в межевой план, акт согласования местоположения границ земельных участков возложена на лицо, подготовившее вышеуказанные документы, т.е. на кадастрового инженера.

Частью 4 Статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, за внесение заведомо ложных сведений, в том числе в межевой план, акт согласования местоположения границ земельных участков.

Поскольку сведения об описании местоположения границ земельного участка были внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании межевого плана, содержащего сведения, несоответствующие сведениям о фактическом положении на местности земельного участка, можно предположить наличие реестровой ошибки (ранее - кадастровой ошибки).

Реестровая ошибка, допущенная кадастровым инженером, подлежит исправлению:

- на основании заявления собственников земельного участка и документов, свидетельствующих о наличии реестровой ошибки и содержащих необходимые для их исправления сведения,

- либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки, свидетельствующего о наличии реестровой ошибки и содержащего сведения, необходимые для ее исправления.

Если наличие реестровой ошибки не подтвердится, рекомендуем обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления с вопросом о заключении соглашения о перераспределении земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

По вопросу «самозахвата» земельного участка сообщаем следующее.

Согласно пункту 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Пунктом 1 статьи 25, пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Самовольное занятие земельного участка - формальный состав административного правонарушения, объективная сторона которого выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.

Самовольное занятие земельного участка предполагает отсутствие каких-либо правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок.

Несоответствие площади используемого гражданином земельного участка, определенной в результате проведения мероприятий по контролю на величину, превышающую допустимую погрешность, площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗКРФ) должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право в числе прочих осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 71 ЗКРФ установлено, что по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации, к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.



подпишитесь на нас в Дзен