«Искусство передается по наследству»

Уже много лет творческий семейный союз художников создает из обычного стекла настоящие произведения искусства, раскрывая красоту и многогранность этого материала ОТ АВТОРА: с семьей стекольщиков я познакомилась в Губернаторском доме, где открылась их персональная выставка, получившая весьма символичное название «Династия». У каждого из мастеров свой неповторимый стиль, вкус и техника исполнения. 27 февраля мне посчастливилось «окунуться» в волшебный мир стекла. Глядя на экспонаты выставки, забываешь, что стекло – это холодный и хрупкий материал. К примеру, композиция под названием «Хищники» представляет собой некую абстракцию, где сочетаются нежность цветов и плавность линий с неудержимой агрессией. А скульптура «Разрубающий путы» благодаря комбинированию стекла с деревом и нитью заставляет наблюдателя поверить в то, что изображение динамично. Весь этот фантазийный мир создали художники, в чьей семье искусство работы со стеклом передается по наследству. Все они выпускники Пензенского художественного училища. Глава семьи, Александр Фокин работал главным художником стекольного завода в городе Никольск. Сейчас он заслуженный художник России, широко известный в европейской художественной среде. Его работы хранятся в музеях и частных коллекциях в России, Германии, Австрии, Чехии, Америке. Достойными преемниками уникальной профессии художника-стекольщика стали его дети – Антон и Таисия. Они с детства были окружены стеклом и с малых лет учились гравировать на банках. Недавно к творческому союзу Фокиных присоединилась Анна Вишнякова, супруга Антона. Молодые художники познакомились в училище. Именно после встречи с Антоном Анна решила в творчестве отдать предпочтение стеклу. – В нашей семье представлено три различных техники работы, – рассказывает Антон ФОКИН. – Папа занимается, в основном, гравировкой. Мы с Аней создаем тяжелые оптические работы. Таисия в «горячей» технике мастерит большие монументальные конструкции. Каждый работает в своем ключе, исходя из собственного вкуса и предпочтений, что не мешает нам организовывать общие проекты. Пока это только вторая выставка, но все еще впереди. Вдохновение мастера черпают буквально отовсюду, сочетая в работе и традиционный подход, и прогрессивные идеи, комбинируя стекло с деревом и металлом. В работах главы семейства, Александра Ивановича, современные формы соседствуют с вечными философскими темами. В его скульптурах нередко прослеживаются мифологические и библейские мотивы. – Чтобы экспериментировать, нужно иметь большой опыт. Стекло – материал сложный и непредсказуемый, никогда неизвестно, как оно себя поведет и что получится в итоге. Я люблю с помощью гравировки «рисовать» портреты (гравировка – один из способов холодной обработки стекла, шлифование на поверхности изделия неглубокого негативного матового изображения вращающимся медным или абразивным кругом. – Прим. авт.). Это одна из сложнейших техник. Малейшее неверное движение и поправить рисунок, как на бумаге, нельзя. Гравировка требует отточенности мастерства рисовальщика и твердости руки, – отметил Александр ФОКИН. Часто за идеями художники обращаются к прошлому. Таисия для своей композиции «Подводный мир» воскресила древнюю технику «Грааль». При таком подходе гравировка наносится между слоями стекла. – В России в этой технике давно никто не работает. Месяца три я только изучала особенности данной методики. Вся работа заняла у меня около полугода. Вообще, технику «Грааль» разработали за рубежом. Сложность была в том, что у нас стекло отличается по составу, конструкция печей другая, разный температурный режим. Приходилось учить выдувальщиков, которые помогали мне в работе. Было тяжело, стекло не поддавалось, лопалось в самый неподходящий момент. Никто ни верил, что у меня получится. Но я добилась своего, – рассказывает Таисия ФОКИНА. Молодая художники, супруги Антон и Анна, в основном, создают совместные произведения в стекле. – Мы вместе придумываем эскизы будущих композиций. Иногда ссоримся, ведь каждому хочется сделать все по-своему. Но в итоге находим некую «золотую середину». Конечно, что-то физически сложное делает Антон. Проработку деталей он доверяет мне. Мы работаем в «холодной» технике. То есть берем цельный кусок стекла и с помощью болгарки, станков, специальных инструментов вытачиваем заранее придуманный сюжет, – говорит Анна ВИШНЯКОВА. Как признаются сами мастера, истинное творчество редко обеспечивает стабильный заработок. Чаще всего стекольщикам приходится зарабатывать, изготавливая сувенирную продукцию. Однако наряду с объектами массовой культуры, Фокины находят время и для создания уникальных экспонатов, глядя на которые бесконечно удивляешься безграничности их фантазии. Надежда ВЬЮНОВА, Пенза


подпишитесь на нас в Дзен