Не поделили две войны
Участник Афгана схватился за нож, когда ветеран-фронтовик назвал его салагой
От автора: Бековский районный суд приговорил 11 июня 2013 года Владислава Климова к девяти годам колонии строгого режима за убийство 84-летнего пенсионера. И убийца, и его жертва, были ветеранами боевых действий. О том, что произошло в канун Нового 2013 года в поселке Беково, 20 сентября корреспонденту «Репортера» рассказал Владимир Шведов, следователь-криминалист Белинского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по Пензенской области.
Юлия Стежкова познакомилась с Владом Климовым летом 2012 года в одном из кафе поселка Беково. В тот вечер ее пытались «склеить» несколько пьяных посетителей. Только один мужчина заступился за нее и отогнал хамов. Это был Владислав. Встречаться они стали уже спустя пару недель. Юлию не особо беспокоила разница в возрасте, а 49-летнего Климова – что у женщины подрастают двое детей от предыдущего брака. Пара даже пыталась пожить вместе, но Юля быстро поняла, что совместного будущего у них нет. Официально Влад нигде не трудился, лишь время от времени ездил в Москву на заработком. Осенью 2012 года он бросил и это занятие, стал много пить. Содержать взрослого безработного мужчину на свою зарплату медсестры Стежкова не хотела. А еще ее пугала агрессия Влада. После пары рюмок водки он принимался рассказывать, как воевал в Афганистане и учился там убивать людей, перерезая им горло. Женщина убеждала себя: мужчина просто сильно пьян, вот и несет всякую чушь. Тем не менее, на периодические просьбы увидеться Юлия не отвечала отказом и охотно соглашалась пропустить по стаканчику с бывшим возлюбленным.
Осенью 2012 года Юлия уволилась из Бековской районной больницы, но быстро нашла другой неплохой заработок. По совету матери она взялась помогать по хозяйству соседу – 84-летнему Павлу Плешакову. В Бекове его знали многие. Участник Великой Отечественной войны, он большую часть жизни провел в родном селе. Жил Павел Николаевич одиноко. Ближайшая родственница – двоюродная сестра – приезжала к нему из Санкт-Петербурга примерно раз в год. Поэтому помощь Юлии пришлась как нельзя кстати. Ей ветеран отдавал большую часть своей пенсии – когда шесть тысяч рублей, а когда и все десять.
– Днем 30 декабря 2012 года в гости к Стежковой пришел Влад и его приятель Геннадий Яркин, оба были навеселе. Приближался новый год, и хозяйка поставила на стол водку. Началось застолье. Ближе к обеду Юлия вспомнила, что нужно сходить к Павлу Николаевичу, принести ему продуктов. Мужчины тоже решили навестить ветерана и поздравить его с наступающим, – рассказал Владимир Шведов.
Пенсионер был рад гостям, и не отказался с ними выпить. Пока Юлия убирала дом, Геннадий куда-то вышел, и Климов остался с ветераном один за столом. Мужчины сидели и слушали радио, которое у Плешакова работало постоянно. Когда в эфире поставили военную песню, фронтовик стал вспоминать свою службу. Влад решил, было вставить пару слов про Афганистан, но быстро осекся.
– Дядя Паша сказал, что я молодой салага, не служил в армии, а тем более не был в «Афгане». Потом он стал на меня ругаться. До этого мы пару раз выпивали вместе, но ничего подобного не происходило. Устав от криков, я сходил на улицу перекурить, но когда вернулся в дом дед по-прежнему сидел и ворчал. Меня это сильно взбесило, я подошел к нему сзади и с размаху ударил его кулаком в затылок, – рассказал на допросе Владислав.
Павел Николаевич упал, сильно стукнувшись лбом об угол стола, но сознание не потерял. Что делать дальше Климов сообразил мгновенно. Схватив лежавший на столе кухонный нож, он перевернул пенсионера на спину и резким движением перерезал ему горло.
Когда Юлия и Геннадий выбежали из соседней комнаты, то увидели жуткую картину. Плешаков лежал в лужи крови, уже мертвый. С Яркиным тут же случилась истерика. Он подбежал к телу и стал толкать его ногой. Вероятно, надеялся, что дядя Паша придет в себя и встанет, как ни в чем не бывало.
– Первым делом Климов решил уничтожить следы застолья: забрал со стола стаканы, бутылку из-под водки, банку консервированных помидоров. Впоследствии он выкинул их недалеко от дома Плешакова. Затем Юлия вызвала такси. На машине они решили поехать в соседний поселок Сахзавод, к ее подруге Ольге. По пути такси сделало остановку у магазина. Здесь мужчины купили новую одежду и обувь. Переодевшись во все чистое, они попросили у продавщиц несколько коробок, куда сложили испачканные кровью кроссовки и брюки. Добравшись дома Ольги, они избавились от этого груза, бросив его в тлевшую мусорную кучу, – продолжил следователь-криминалист Владимир Шведов.
Застолье в гостях было недолгим. Все были на нервах, а Влад, кажется не пытался скрыть, что совершил страшное преступление.
– А почему ты перчатки дома не снимаешь? – спросила хозяйка.
– У меня руки все в крови, – ответил Климов сходу.
Юлия тоже никак не могла отойти от произошедшего. Уведя подругу в комнату, она рассказала ей, как Влад убил ветерана. Та не поверила, но, когда вернулась на кухню, обратила внимание, что мужчина крутит в руках раскладной ножик.
– Забирай их и уезжай, – попросила Ольга. Стежкова перечить не стала и снова набрала номер знакомого таксиста.
Домой Юлия пришла только около восьми вечера. Вся в слезах она рассказала матери, что была свидетелем убийства. Та посоветовала ей обратиться в полицию.
На следующий день, 31 декабря, Владислава задержали, он оформил явку с повинной. В доме ветерана полицейские обнаружили следы убийцы, а в мусорной куче неподалеку от дома Ольги– несгоревшие фрагменты окровавленной одежды. В совершенном преступлении мужчина раскаялся. Адвокаты Климова обжаловали решение Бековского районного суда и подали апелляцию, но Пензенский областной суд оставил приговор без изменения. К настоящему моменту приговор вступил в законную силу.
Александр Поляков, Беково
(Имена и фамилии фигурантов дела изменены по этическим причинам – прим. авт.).
