«Одним глазком» на прошлое
32-летний живописец Денис КОРОБКОВ, с 2012 года собирает открытки и фотографии старой Пензы. В его коллекции редкие и ценные снимки города
От автора: про известного пензенского художника, я узнала в прошлом году, когда увидела фотографии в социальной сети, где он сопоставлял фото города в дореволюционное время со снимками наших лет. 23 января Денис пригласил меня в гости, где за чашкой чая рассказал об этом увлечении.
Денис Коробков живет в одном из домов сталинской постройки в центре города. Живописец рассказывает, что чувствует себя здесь комфортно. Из его комнаты, которую Денис отдал под мастерскую, открывается великолепный вид на Троицкий монастырь и восточные окраины Пензы. На стенах в комнате снизу доверху висят работы автора, пахнет красками и лаком. Из длинной и содержательной беседы я узнала, как много значат в жизни художника старые улицы и дома родного города.
– Я поступил в Пензенское художественное училище после девятого класса, в 1997 году и с этого момента моя жизнь круто изменилась. Тогда я жил в Арбеково и редко выезжал за его пределы, поэтому центр города стал для меня, можно сказать открытием. Выполняя зарисовки и этюды на улицах, я, будучи студентом, забирался в самые глухие и неприглядные места города. Чем больше я рисовал и узнавал о прошлом этих кирпичных и деревянных стен, тем больше сознавал, что ничего подобного уже не будет. Не будет чугунных козырьков и резных наличников, не будет этих идеальных пропорций и гипсовой лепнины на фасадах зданий – все это скоро исчезнет, и останутся только фотографии, – начал рассказ Денис.
Художник дал мне в руки альбом со своей коллекцией старинных фотографий и открыток Пензы. Пока я восхищенно разглядывала это сокровище, не узнавая в черно-белых фотоснимках исторический центр, живописец открыл мне причины по которым, он начал создавать свою коллекцию.
– В 2000-ом году стали появляться первые брошюры с дореволюционными фотографиями старой Пензы, и я с интересом смотрел на них. Все изменилось, когда в 2012 году я познакомился с Игорем Шишкиным и стал ему помогать в подготовке фотолетописи «Пенза. Листая старый альбом….» (Серия фотоальбомов, посвященных Пензе и пензякам. Автор Игорь Шишкин. – Прим. авт.). Тогда-то и развернулись перед моими глазами уникальнейшие фрагменты из жизни города. Это и учения пожарных в сверкающих на солнце касках и белоснежной форме, момент приезда императора Николая II и купание лошадей в реке Пензе, – рассказывает живописец. – Создавая книги, мы рылись в государственном архиве Пензенской области, использовали фотографии из запасников Пензенского краеведческого музея. Некоторые фотографии были в ужасном состоянии, все в пыли, иногда даже изображение не различишь. Но для меня копания в раритете было очень интересным занятием, чувствуешь, что прикасаешься к давно ушедшей эпохе.
Поначалу собирать свою собственную коллекцию Денис и не помышлял. Он знал как это дорого и трудно, но случай распорядился иначе. Однажды художник увидел в Интернете открытку 1914 года и решил купить. Несмотря на то, что торги завершились на сумме в десять раз превышавшей изначальную, Денис приобрел ее. Тогда молодому человеку стало понятно, что на покупки одного снимка он не остановиться.
– Одно дело выискивать эти фотографии и открытки и совсем другое делать этот труд полезным для всех. Часто люди изо всех сил пытаются скрыть хранящийся у них материал, ни на какие уговоры по покупке или обмену сканами не идут. Порой я просто не нахожу слов, чтобы объяснить, как важно хотя бы отсканировать данные фотографии, – говорит коллекционер.
В 2013 году в голову к художнику пришла идея сделать краеведческий проект для распространения в сети Интернет. По словам Дениса, причин для этого несколько: во-первых, книги, какие бы они хорошими не были, надо покупать и читать, а во-вторых, если и купят, то мало, кто отыщет на карте современного города те места, что изображены на старинных фотографиях. Так появился проект «Пенза одним глазком».
– Я брал снимок старого города из своей коллекции и фотографировал то же место, только уже в наше время. Такое наглядное сопоставление очень быстро завоевало внимание горожан – это не может не радовать! На таких совмещениях прошлого и настоящего я по мере возможности указываю год, событие, старое предназначение зданий и объектов и сообщаю исторические названия улиц и площадей, – пояснил живописец.
На некоторых снимках видно, что, к примеру, на месте дома по улице Московской, 86 в начале ХХ века стояла Петропавловская церковь. А на месте заводских корпусов по улице Красной, в 1910-ом году возвышалась Кирха (Лютеранское обрядовое сооружение. – Прим.авт.). Мало кто знает об этих фактах. Также на этих снимках видно как исчезает с фасадов после реставраций множество мелких и средних архитектурных деталей, что собственно и предавало зданию индивидуальность и художественную ценность.
– К примеру, недавно отреставрированное здание художественного училища им. К.А. Савицкого лишилось декоративных деталей на старинных дубовых дверях, исчезли несколько гипсовых капителей подпирающих карниз фасадной части здания. Своими краеведческими проектами и историческими работами, я хочу сказать всем, что тот путь упрощения и потребления, есть путь деградации. Это хорошо видно, когда начинаешь сравнивать старое и новое, – резюмировал Денис КОРОБКОВ.
Екатерина БОРИСОВА, Пенза
