Омбудсмен Наталия Соколова: «Возьму ваш вопрос на свой личный контроль!»

В среду, 16 декабря, Наталия Соколова, Уполномоченный по правам ребёнка в Псковской области, отвечала на злободневные звонки читателей и решала любые проблемы – от здравоохранения до удалёнки. В газете «КурьерЪ» и на самом деле было не просто горячо, а жарко. «Горячая линия» шла сразу по трём разным каналам

А именно: редакционному, личному телефону Наталии Соколовой, и WhatsApp главного редактора Олега Константинова. К тому же это был первый рабочий день нашей собеседницы, только что вернувшейся после затяжного больничного...
Наталия Викторовна приехала в редакцию ровно в 17:00 и сразу же включилась в работу.
Собственник и НЕ его дети
Первый звонок был от Людмилы Ефимовны Сидоровой из Пскова:
– Я бабушка 3-классницы. Внучка учится в школе № 9 на Льва Толстого. И каждый раз по дороге в школу мы вынуждены преодолевать препятствие – огороженный железным забором заброшенный дом…
Н.С.: – Я поняла, о каком доме идёт речь, – как оказалось, Наталия Викторовна в курсе данной ситуации. – Третий год мы боремся с этой ситуацией. Привлекали и ГИБДД, и прокуратуру. Вся проблема в собственнике. А он не готов убирать свой забор, хотя, насколько известно, его штрафовали, но товарищ пока не идёт навстречу гражданам, оставшимся без тротуара.
– Да, да! Мы с внучкой каждый день наблюдаем, как школьники, обходя эту «заброшку», выскакивают на дорогу, прямо под колёса машин – один шаг до беды. Чужих детей не бывает! Неужели этот собственник имеет право огораживать тротуар?! Это же муниципальная земля!
Н.С.: – К нашему великому разочарованию, комиссия по безопасности дорожного движения Пскова, которую мы также привлекали к содействию, послала всех на другую сторону – предложив ходить по тротуару… другой стороны дороги.
– Но это же крюк! Чтобы дойти до светофора, перейти в положенном месте и вернуться к школе, – возмущается Людмила Ефимовна. – Безобразие! Стоит ли мне обращаться к губернатору Ведерникову?
Н.С.: – Надо звонить во все колокола. Мы хотели решить эту проблему через администрацию города, но, как видим, она не решается. Давайте действовать сообща, ведь это не единственная подобная нерешённая проблема по ненадлежащему содержанию имущества собственником. Такой же заброшенный дом рядом с ЗАГСом на улице Детская, 4, кстати, сгорел на выходных, аналогичный – со зданием рядом с Думой по Некрасова – и это, согласитесь, не дело! Мы на этом не остановимся. У нас несколько таких адресов – по Детской, Школьной, Кошевого и разворотное кольцо, которое сейчас сделали у парка Народовластия. Но там подобные трущобы убирают. Все эти адреса как раз и были в обращениях граждан в течение года. У меня сфотографирован перечень из 30 объектов по Пскову и области.
Безопасность и люки
Тут стоит отметить, что ещё 8 августа 2018 года в «КурьерЪ» на «горячую линию» Наталии Соколовой позвонили более 30 читателей и составили целую карту подобных «убойных» заброшенных мест региона, опасных для жизни детей. Так вот, за это время, как выяснилось, много чего удалось решить.
– Ежегодно летом мы проводим акцию «Безопасность детства». В этом году нам удалось демонтировать аварийные элементы, оставшиеся от детских площадок советского периода в псковских дворах, или, например, заколотить бывшую пожарную каланчу в деревне Соловьи. Мы нашли собственника, выехали на место с «Советом отцов» и с ГТРК. Там, оказывается, до 5-ого этажа дети спокойно могли залезать, а внизу стёкла битые, арматура, бетон. До беды один шаг. Мы это сделали!
Кроме того, этим летом нам удалось закрыть 11 люков за июнь по области, коллекторы в том числе. В августе – 4. Мы выходили на глав районов, вместе с молодёжкой ОНФ и «Советом отцов» выезжали по Островскому и Псковскому районам. При этом скажу, что это были не только аварийные люки, а вскрытые людьми намеренно. Попросту говоря, их украли! Администрация закладывала дыры бетонными блоками и сверху устанавливала предупреждающие знаки. Ведь люки воруют с пешеходных дорожек, подвергая граждан опасности травмы.


Опека опеке рознь
Звонок от Елены Александровны Евгеньевой из Пскова:
– Я опекун, воспитываю внука с 2-х лет, и он закончил 9 классов. Из-за коронавируса ученики не сдавали ОГЭ за 9 класс. Нынче внук поступил в строительный колледж, но на платное. А всё из-за того, что оценки поставили по прошлому году, и он не набрал на бесплатное. Я заплатила только за 1-е полугодие 58 тысяч. Однако в учебную часть отправили заявление, чтобы внука перевели на бесплатное. Мне на самом деле очень тяжело.
Н.С.: – Во-первых, аттестация по итогам учебного года не может проходить на основании отметок, полученных в предыдущем году. Во-вторых, законному представителю надо было сразу, при выборе среднего специального учебного заведения уточнить, какими льготами пользуются дети-сироты, а при поступлении собрать пакет необходимых документов. Я узнаю, какое у вашего внука положение и есть ли возможность что-либо изменить.
Как отметила далее Наталия Викторовна, сегодня есть и другие ситуации по вопросам опеки и попечительства, которые требуют внимания Уполномоченного, тщательной проверки или вмешательства специалистов.
– У меня в работе есть примеры ситуаций, когда мама умерла, папа живёт в другом регионе, ребёнок проживает с бабушкой, которая хочет лишить отца родительских прав. Но ведь для этого должны быть очень веские основания. Их нет, однако бабушка понимает по-своему: если ребёнок сирота, то у него будут льготы при поступлении, льготная квартира, и ради этого настаивает на лишении прав. И таких случаев, к сожалению, сейчас достаточно. Некоторые опекуны берут по несколько детей, но не в состоянии максимально обеспечить им уход, воспитание или достойные условия. В связи с обращениями граждан, в том числе несовершеннолетних, по этому вопросу, складывается впечатление, что для них опека напрямую связана с материальной выгодой и зарабатыванием денег.
Недавно ко мне за помощью обратилась сирота. Несовершеннолетняя девушка. Она встретила такого же сироту, забеременела, захотела жить своей семейной жизнью, и когда опекун поняла, что теряет от неё «доход», то сняла с книжки 400 тысяч накоплений и выставила девочку, в чём мать родила, без сменного белья и копейки! Но обращаясь ко мне за помощью, пострадавшая умоляет не предпринимать никаких действий в отношении нерадивой «мамы». В такой ситуации проводим совместную работу с органами опеки.
Детей помещают в больницу?
Ред.: – Был и у нас подобный случай. В редакцию в июле 2019 года обращались неравнодушные родители, чьи дети лежали в детской больнице вместе с 14-летней девочкой с ожогом спины, которая жаловалась на отчима и не хотела возвращаться домой. Журналисты тогда направили сигнал в опеку и в прокуратуру. 12 июля Маша (имя изменено, – ред.) в присутствии представителей опеки и своей матери подписала заявление, что она хочет жить в приюте. Опека подготовила место и намеревалась было после выписки забрать ребёнка.
Однако 17 июля на глазах детей приехали три санитара из Богданово и увезли нашу Машу. При этом родительница, как можно предположить, получает за погибшего отца Маши пенсию по потере кормильца. А классный руководитель девочки обращала внимание, что Маша ходила в школу с обычным пакетом, и телефон у неё отбирали. После этого скандала Машу перевели в другую школу. С тех пор о её судьбе нам ничего неизвестно.
Н.С.: – Обязательно проверим, узнаем. То, что наши родители, особенно опекуны, стали использовать помещение детей в Богданово, как воспитательную меру, - это, увы, есть и это страшно. Напомню, что до 18 лет родители несут полную ответственность за жизнь, здоровье, безопасность детей, но этими правами нельзя злоупотреблять! Кстати, с 15-летнего возраста требуется информированное добровольное согласие несовершеннолетнего на медицинское вмешательство.
К сожалению, мне, как детскому омбудсмену, об этом становится известно, когда ребёнка уже выписали. И отследить правовую составляющую сложно.
А ещё иногда родители ссылаются на то, что им не справиться с детьми. Причём так и говорят: «Моему ребёнку 14 лет, я не знаю, что с ним делать, он невменяемый, вышел из-под контроля, я вызываю бригаду, боюсь агрессии, так как грозит суицидом или расправой».
Всегда задаю вопрос, как это стало возможно? Почему самые родные люди перестали понимать друг друга? И чаще всего ответ лежит на поверхности: родители работают, на детей нет времени, нет сил выслушивать, входить в положение, нет интереса и желания помочь или наоборот, гиперопека, вызывающая протест подростка и неприятие повышенного внимания со стороны родителей.
Что делать? Учиться заново узнавать своего ребенка, разговаривать, слушать, интересоваться, обнимать. Давать понять, что вы примите его любого, поддержите в любой ситуации, поможете справиться с трудностями, что именно вы – его главная опора и защита! Но будьте критичны. Хвалите за действия, а не просто потому, что ваш ребенок самый лучший. Для любого родителя это априори.
Ну или никогда не поздно обратиться к специалисту, психологу, омбудсмену или психиатру.
Ковид душит мам и деток
Звонок. На связи Анастасия с Запсковья, мама 4-летнего сына:
– Я болею коронавирусом вместе с мужем уже больше двух недель. Платно сдавала тест. Подтвердился ковид. В детской поликлинике меня проконсультировали по телефону и сказали, что необходимо добиваться, чтобы в поликлинику пришло предписание из Роспотребнадзора, только тогда они смогут в случае ухудшения самочувствия у ребёнка взять у него мазок. Я пыталась дозвониться в ковид-центр, на «горячую линию», в Роспотребнадзор – телефоны молчат. Более того, мне с положительным тестом не вызвать врача, лечение не назначено, я пью витамины и не знаю, чем лечиться. Сама не имею права разъезжать по поликлиникам. Вместе с тестом я получила предписание сидеть дома, а иначе – штраф 40 тысяч. И что делать?
Н.С.: – Скажу откровенно: сегодня я первый день вышла на работу, а до этого три недели пролежала дома с ковидом. Ситуация для меня знакомая. В день, когда я получила 2-й, уже отрицательный тест, мне позвонили и стали спрашивать, как я лечилась, каким образом избегала контактов с родными и близкими. Предписание я так и не получила.
Дозвониться врачам в поликлинику или в Роспотребнадзор реально сложно. Я вас прекрасно понимаю. Врачи работают на износ, сами болеют. Скажу, что дети, которые были всё это время рядом, 12 и 7 лет, остались без каких-либо симптомов. Сама я лечилась клюквенным морсом, витаминами и принимала противовирусные препараты. Вспомнила, как нас лечили в детстве: дышала над варёной картошкой, пила тёплое молоко с мёдом. Когда температура спал, грела ноги в горячей воде, сухую горчицу сыпала – через два дня у меня прошёл кашель. Куриный и бараний бульоны – это, конечно, просто народные лайфхаки, но, тем не менее, делюсь опытом…
По информации из Роспотребнадзора, ранее у всех контактных домочадцев на 8-10 день брали мазок на covid-19. Теперь контактных лиц тестируют только в случае проявления болезненных симптомов: повышенная температура, в первую очередь.

А.: – У моего ребёнка температура доходила до 39. А к нам не выезжала ковид-бригада, никто не звонил. Мне удалось дозвониться до поликлиники, там сказали: «Положите ватку со спиртом себе на нос и дышите парами».
Н.С.: – Я вас поняла, вы озвучили проблему взаимодействия между облздравом и Роспотребнадзором. Но это, увы, не моя епархия. Я ваши данные все запишу, попробую чем-то помочь. постараюсь выяснить алгоритм действий специалистов, ведь вы же не одна такая мама, которая болеет, а дома детки маленькие…
Медаль за труд
Неожиданно «горячую линию» прервал очаровательный посол от Псковского регионального совета Союза женщин России.
Как оказалось, для того, чтобы вручить из Москвы Наталии Соколовой в стенах редакции народной газеты Памятную медаль «Союза женщин России», аж из Москвы. Почётную грамоту от Общественной палаты Псковской области за активное участие и большой вклад в защиту детей нашего региона. Естественно, мы с редактором не могли этого не запечатлеть.


Погибла мама
Звонок. Ольга Фёдоровна из Пскова, переживает:
– Читала статью в свежем «Курьере», как 25 июля в Переслегино пьяный тракторист протаранил вилами маршрутку и убил двух женщин. У одной осталось трое несовершеннолетних детей. Как сложится их судьба? Есть ли родные? Окажут ли власти помощь? Перед телекамерой обещали, а сейчас тишина.
Н.С.: – Возьму этот вопрос на контроль обязательно. Хорошо, что озаботили. Всего, к сожалению, не охватить. Про этот случай я не слышала, мне, как правило, поступает информация об авариях, где дети стали жертвами. В августе было очень много аварий с детьми. Проконтролирую.
Фронтовикам-педагогам
И тут, словно в продолжение темы, сигнал на WhatsApp главреда, Олега Константинова:
– Максим Любичанковский, пскович, активный общественник: «Придумал совместно с преподавателями Печорского дома-ребёнка в рамках проекта добрых дел к 9 мая следующего года установить памятник в честь педагогов-фронтовиков, которые после войны занимались воспитанием детей-сирот. Деньги, надеюсь, найду. Но нужны практические советы от Вас и «Курьера», который сделал памятник Штрафбату и водит туда детей.
Н.С. – Замечательная идея! Могу только к ней присоединиться, созванивайтесь с редактором и давайте встретимся. Всё, что касается войны, учителей и детей, для меня свято.
Хотим личного общения
Параллельно на электронную почту омбудсмена пришло тревожное сообщение:
«Наталья Викторовна, добрый вечер! Хотела записаться к вам на приём, отвечают, личного приёма нет. А у меня пятеро детей и есть проблема, которую без вас, видимо, не решить. Можно ли к вам за помощью обратиться?»
Н.С.: – Да, конечно, болезнь позади, буду принимать и помогать.
Следом раздался звонок на мобильный телефон омбудсмена. Уточню: молодая мама, после СИЗО, трое детей, которую, как признаётся Наталия Соколова, ей проще удочерить, чем наставить на путь истинный:
– Мой ребёнок хочет вернуться в приют, говорит, что ему там было хорошо, а муж помогать не хочет…
Н.С.: – Вероятно, в приюте ему было хорошо, они там накормлены, под контролем, с ними занимаются. А ты сейчас работаешь? Выпиваешь? Где вы проживаете? Ты знаешь, что на мужа можешь подать в суд на содержание ребенка, несмотря на то, что он законный супруг. Можно даже через интернет заявление в суд подать. Пойми: без твоего личного заявления, никто ничего не сможет сделать. Давай обсудим эту тему более подробно, вне «горячей линии»…
Звонок, 18:25. Галина Ивановна Тихонова, пенсионерка из Пскова:
– А у вас «горячая линия» ещё не закончилась? Я человек престарелый, узник. Мне 84 года. В моём подъезде есть «нехорошая квартира»…
Н.С.: – Видимо, вы хотели попасть на «горячую линию» с полицией? Но она через неделю в газете будет. Оставьте свой телефон, вам перезвонят. А голос у вас не на 84 года звучит, а гораздо моложе. Наверное, учителем работали?
– Верно, 40 лет отработала в Локнянском районе, в сельской школе учителем русского, литературы и истории...
Так, в 18:25 наша Наталия Соколова чуть не стала «начальником» УМВД региона:
– А что, нас, омбудсменов, так и называют – универсальные солдаты, – улыбалась Наталия Викторовна в ответ на наше удивление и восхищение. – Вот только я одна, а проблем много, порой не разорваться. Но теперь у меня в районах появились надёжные помощники…
Псковский детский форум. Главный по району!
Во время «горячей линии» разговор зашёл о тех людях, кто помогает работать на местах, и Наталия Викторовна была здесь предельно откровенна:
– В нашем аппарате трудится 3 человека – я и два помощника, а число обращений растёт с каждым годом. Особенно сложно с районами. Поэтому 2 года назад мы создали институт общественных помощников. Сейчас он обновляется.
На общественных началах помогают учителя, сотрудники соцзащиты, ветераны. Например, мне поступает сигнал о жестоком обращении с ребёнком, я звоню в полицию, но пока это официально пройдёт, мой помощник уже выедет по адресу или наведёт справки о семье. К тому же теперь в каждой районной администрации есть «Общественная приёмная детского уполномоченного».
Прекрасные общественные помощники есть в Великих Луках – Елена Трофимовна Баранова, в Палкино – Татьяна Александровна Клепайтис, в Гдове – Виктория Викторовна Филиппова, в Пскове – две Анечки, Смирнова и Здановская, всех не упомянешь. Это люди, которых на местах так и называют: «Уполномоченный по правам ребёнка». К сожалению, в прошлом году часть помощников уволилась, и мне сейчас их очень не хватает на местах. Поэтому, пользуясь случаем, приглашаю неравнодушных граждан к сотрудничеству!
Это не волонтёры!
И ещё о приятном, летом прошлого года ко мне обратились подростки с предложением стать общественными помощниками. Старшеклассники выразили желание помогать младшим, заниматься профилактикой правонарушений. Мы написали 2 проекта, выиграли 2 гранта, закупили экипировку, провели обучающие семинары и форум, готовим весеннюю и летнюю смены детских лидеров. Наша миссия – обучение детей участию в принятии решений через личностную самореализацию и освоение социальных навыков. Так родился наш «ПДФ» или «Псковский детский форум» – образовательная коммуникативная площадка для детей всей Псковской области. Наш девиз: «Твой голос – движение к успеху! Твой голос будет услышан!». За год через него прошли порядка 500 человек. Из самых активных и инициативных ребят сформировали Детский общественный совет при Уполномоченном по правам ребёнка. Это такой своеобразный орган регионального детского самоуправления.
Это детский рупор и попытка донести проблемы до взрослых, участвовать самим в обсуждении важных тем – дистанционного обучения, межличностных конфликтов, уличных преступлений и т.д. Мы запустили анкету в районах и опросили 900 с лишним детей на тему «Эффективность профилактики правонарушений несовершеннолетних глазами детей». В прошлом месяце я выступала с итогами исследования на заседании Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и вносила предложения от имени псковских детей по оптимизации данной работы.
#Тебяуслышат60
Про Детсовет. К сожалению, пандемия внесла свои коррективы и в нашу работу. Нам не удалось сформировать Совет в полном составе, а это 29 человек в возрасте 14-17 лет, представляющих все муниципалитеты, на конец прошлого учебного года. Несмотря на это, пусть в неполном, но дружном составе, мы провели ряд мероприятий и акций, чтобы привлечь внимание к своей деятельности. 11 ноября состоялось онлайн-заседание, в котором приняли участие 120 человек из большинства районов. 90 ребят озвучили желание стать членами нового состава Детсовета, 30 человек подготовили свои социальные проекты.
Мы создали свой чат «ВКонтакте», в котором обсуждаем актуальные темы. Так, наши ребята сформулировали и направили Президенту свои вопросы на «горячую линию»: про перспективы и качество дистанционного образования, про ответственность Президента перед страной и народом за правильность принятого решения, про доступность высшего образования, про патриотизм и другие.
Тема онлайн-обучения весьма актуальна и обсуждаема среди старшеклассников. Не секрет, что сейчас родители критикуют дистанционку, не принимают её, а дети достаточно мягко к ней относятся. Нас пугает то, чего мы не знаем. Мы, взрослые, не знаем, как «зум» подключить, как снять ролик и разместить его в «ютубе». А детям – это легко. И они отвечают: «Всё нормально!». Но перегружать школьников дистанционно самостоятельным выполнением задаваемых заданий тоже не стоит.
Зачем подключать детей к процессу принятия решений? Всё просто. Им жить в нашей стране. Поэтому для эффективной работы Детсовета нам нужны дети. Я рада, что многие Главы муниципалитетов, их заместители поддерживают такую инициативу «снизу». И очень рассчитываю на их помощь в дальнейшем!
Ну, а если о ближних планах, то 23 декабря у нас состоится торжественное заседание, посвящённое первому Дню рождения Детсовет60, где будут подведены итоги конкурсов и акций, представлены 6 интересных детских проектов и новый состав Детсовета. Уверена, о нас ещё услышат! Ведь вопросы детей лучше решать с помощью детей.
Удалёнка. Актуально для детей и родителей!
В какой форме проходит дистанционное обучение в твоей школе? Какая форма является оптимальной и эффективной? В изучении каких предметов у вас возникают трудности? Хотели бы вы обучаться дистанционно в будущем?
Обсуждая с Наталией Соколовой на «горячей линии» темы, которые актуальны в этом году, мы не могли не затронуть дистанционное обучение, а также главных действующих лиц – учеников, учителей и родителей, которые оказались на передовой.
Обратная связь
По инициативе Детского общественного совета при Уполномоченном по правам ребёнка в Псковской области, в соцсети «ВКонтакте» был проведён опрос среди учеников по оценке качества дистанционного обучения в школах региона. В опросе приняли участие 428 человек, учащиеся 7-10 классов из Пскова, Великих Лук, Псковского, Палкинского, Островского, Пыталовского, Порховского, Струго-Красненского и Печорского районов.
В своих ответах старшеклассники выделяют в качестве оптимальной и эффективной формы дистанционного обучения онлайн занятия с педагогом, с возможностью получения пояснений и «обратной связью» при изучении нового материала. По их мнению, это могут быть онлайн уроки, просмотр фильма или презентации с обсуждением, режим «вопрос-ответ»…
Среди пожеланий – сократить объём и разнообразить формы выполнения домашнего задания. Например, заменив рефераты и тесты на практико-ориентированные или творческие задания, особенно по таким предметам, как физкультура, МХК, ОБЖ, технология, музыка.
Ситуация неуспешности
Из ответов также следует, что преимущественной формой при дистанционном обучении является самостоятельное изучение материала учащимися – 82%. При этом 81% опрошенных отмечают завышенные объёмы задаваемых домашних заданий.
Что, наравне с естественными сложностями при самостоятельном изучении нового материала (43,6%) и ограниченными сроками для выполнения (34,07), создают дополнительную стрессовую ситуацию, ситуацию неуспешности.
Как результат, вынуждают длительное время проводить за уроками, без возможности уделить время для отдыха, в том числе чтения художественной литературы, занятий физическими упражнениями, игр, общения, выполнения заданий из учреждений дополнительного образования.
А ещё ребята отмечают, что на выполнение домашнего задания уходит не менее 7 часов в день. Согласитесь, есть о чём задуматься родителям, учителям и представителям власти.


Записали и подготовили
Гизела Державина,
Олег Константинов (фото)
Псков



подпишитесь на нас в Дзен