Жизнь, счастье и любовь ратоборцев. Древние тайны из уст псковских реконструкторов
В неприметном снаружи помещении стоял громкий лязг мечей и топоров, слышалось тяжёлое дыхание воинов.
Танки, футбол и фестивали
Среди современных ратников был и Никита Подлинев, реконструктор с шестилетним стажем.
– Я интересовался историей ещё в школе, правда, тогда моей страстью была Великая Отечественная война, – признался мне встрече мой новый собеседник. – Вылилась она в написание небольшой научно-исследовательской работы «Танковые сражения на территории Псковской области». С ней я выступал сначала на городских, а затем и на областных конференциях для школьников. Потом даже на всероссийской конференции «Шаг в будущее» в МГУ и получил диплом II степени.
Но дальнейшую судьбу юный Никита с историей связывать не стал. Тогда, в начале 2000-х, всем российским подросткам казалось, что самая крутая профессия – это экономист или юрист.
– В результате я закончил ВУЗ по специальности «Государственное управление». Президентом, правда, стать не вышло. Во всяком случае, пока, – смеётся псковский ратник.
На первых курсах института Никита был заядлым болельщиком. Однажды он вместе с другими псковскими фанатами футбола отправился в соседний Новгород, чтобы познакомиться с местными «коллегами».
– Там я подружился с одним парнем, Мишей. Он на тот момент сам занимался исторической реконструкцией, и когда приезжал к нам на фестиваль в Изборск, позвал меня посмотреть. Было очень интересно: одиночные поединки и массовые сражения средневековых воинов, ремесленники, которые изготавливают по технологиям наших предков костяные украшения, одежду или глиняную посуду.
В полку прибыло
Правда, дух средневековой Руси Никиту тогда ещё не захватил. Когда он закончил институт, то по специальности работать не пошёл и устроился в псковский музей.
– В 2010 году у нас открывалась выставка «Историческая реконструкция оружия и доспехов». Делали её ребята из Тулы. Их вообще у нас в области хорошо знают – они
вместе с псковичами исторические фестивали организуют. Я с ними познакомился, подружился, и ещё больше заинтересовался исторической реконструкцией.
В музее Никита познакомился с Екатериной, которая уже занималась исторической реконструкцией. У Никиты появилась практически ежедневная возможность обсуждать детали своего будущего увлечения с коллегой.
Это и стало последней каплей – в полк псковских реконструкторов прибыл новобранец.
– Я начинал с клуба «Борхейм», потом перешёл в клуб «Усадьба»... Теперь для меня реконструкция – не просто возможность интересно провести время, но прежде всего способ понять, попробовать на себе, как жили наши предки, «прочувствовать» историю. А ещё здесь я повстречал много интересных и разносторонних людей. С некоторыми очень сдружился и через многое прошёл.
Как жили предки
Никита объяснил, что реконструкторы тщательно изучают древние тексты и результаты современных археологических раскопок и исследований. По описаниям они стараются воссоздать различные предметы быта наших предков.
– В феврале 2019 года реконструкторы из клуба «Усадьба» пробовали воссоздать средневековую зимнюю рыбалку. Мне было интересно опробовать ледоходные шипы, которые доводилось видеть на археологических выставках. В этой части эксперимент, в общем, удался. Одежда, удочки – всё как тысячу лет назад.
Правда, поймать у «древних» рыбаков ничего не получилось – вокруг, у просверленных ледорубом лунок, сидело множество современных любителей рыбной охоты с навороченным инвентарём и приманками. Смотрели они на странно разодетых чудаков с большим удивлением, но весьма доброжелательно.
– Несмотря на это, поход удался. Для нас было важно понять, как в старину ловили рыбу, а не поймать щуку размером с пятиэтажный дом. Тем более, что наши одноклубники ранее уже проводили подобные эксперименты с весьма успешным результатом.
Семейный подряд
Увлечение Средними веками свело Никиту с Галиной. Новая сотрудница музея согласилась помочь будущему мужу и его товарищам с покраской одежды. Дело это довольно трудоёмкое: найти натуральные красители и квасцы, подготовить их в нужных пропорциях, выварить при нужной температуре в них бесцветную ткань, а потом сушить. Сделать всё это в квартире проблематично – после такого сеанса, помимо капитальной уборки, возможно, придётся делать ремонт, да и жалобы соседей на запах выслушивать не хочется.
– Галя любезно предоставила нам участок возле своего дома. А в результате заинтересовалась всем этим и сама.
Мой собеседник пояснил, что реконструкция очень часто становится семейным занятием.
Сложно жить вместе с человеком, который много времени проводит в полях, постоянно что-то шьёт или мастерит, при этом не разделяя его интересов. Да и сама квартира быстро меняется. Там начинает храниться куча разнообразных материалов, тканей, оружия, доспехов. А некоторые дома вообще мастерскую устраивают!
– Мужчины в реконструкции часто специализируются на военном ремесле. Я по возможности тренируюсь с ребятами из клуба «Чертог Раса». Сражаемся на мечах, копьях, топорах. А потом пробуем свои силы в боях на фестивалях.
Правда, достаточно и таких, кто занимается ремеслом: вырезает из кости, куёт оружие или украшения. Женщины же чаще ткут, прядут или лепят посуду. Всё прямо как в раннем Средневековье!
– Участвуют, зачастую, даже дети. Мы нашего старшего возили на фестивали примерно с полутора лет.
Походы и плавания
Никита рассказал, что на фестивалях и в походах они часто едят преимущественно аутентичную пищу. Правда, особо специфичной еды там нет: вяленое или сушёное мясо, сало, перловка, полба, грибы, капуста, яйца. Если на мероприятии есть задача добиться максимальной аутентичности, то каши готовятся практически без соли. Всё потому, что в средние века это был очень дефицитный и дорогой товар. Запивается всё это заваренными сушёными яблоками, травами или листьями малины – никакого чая тогда на Руси не было.
– А совсем недавно соратники из клуба «Чертог Раса» строили раннесредневековую ладью, какие ходили по Руси в XI веке. Для всех это был первый опыт подобных работ, а сроки были очень сжатые. Поэтому пришлось использовать некоторые современные инструменты – по-другому никак к Ганзе было не успеть.
В результате ладью удалось сделать в срок. Во время Ганзейских дней она стояла на берегу Великой, и на ней ходили по Великой и Пскове. Летом псковские реконструкторы, как дружинники прошлого, отправились на ней в поход. Правда, не за тридевять земель, а на один из островов Чудского озера.
Дела заморские
Ганза – не единственный повод повидаться и обменяться опытом с иногородними и зарубежными гостями и творческими коллективами. Псковские реконструкторы часто ездят на фестивали в другие регионы и даже страны – например, в Эстонию, где живёт довольно много русскоязычных коллег по ремеслу.
– Вообще, историческая реконструкция на Западе несколько отличается от того, чем занимаемся мы в России. У нас организаторы целого ряда фестивалей пристально следят за целостностью так называемого «вещевого комплекса». Наличие любой вещи в комплекте должно быть обосновано и строго подходить по эпохе и, по возможности, по региону. В Европе с этим зачастую не так строго. Зато там довольно далеко вперёд ушли в плане организации исторических парков, музеев и вообще самого процесса реконструкции ремесленных процессов и промыслов.
Действительно, в Европе очень развита реконструкция средневековых ремёсел. В музее под открытым небом сотрудники могут прямо на глазах у посетителей ковать железо, отливать украшения, строить корабли, лепить посуду, ткать, прясть…
А тем временем в Пскове, как я убедился вместе с вами, растёт новое поколение реконструкторов. Никита и Галя прививают своим детям любовь к истории – они сшили старшему ребёнку специальную одежду, подобную той, в которую 1000 лет назад одевали детей, и теперь мальчик ездит на все фестивали вместе с родителями.
От автора: после общения с ратоборцем Никитой я искренне поверил, что вскоре и в нашем городе жители смогут вживую заглянуть в Средневековье – увидеть на просторах Кремля кузнецов, гончаров, плотников – мастеров всех мастей.