Андрей Бондаренко из Луганской области подорвался на мине и остался без ноги, а потом в Рязани обрел любовь

Андрей и Наталья Бондаренко: «Для нас день свадьбы – это наш самый лучший день»
Они познакомились в пункте временного размещения. Он увидел там приветливую, красивую, улыбчивую женщину и понял, что влюбился с первого взгляда. И лишь потом они узнали, что вместе ехали в одном эвакуационном поезде

Недавно я зашел на сайт регионального ЗАГСа. И меня заинтересовала одна заметка: Наталья и Андрей Бондаренко – молодожены из Луганска в Рязани сыграли свадьбу. В социальной сети «ВКонтакте» я нашел страничку мужчины. Андрей сразу же ответил. И он сообщил, что не против пообщаться. Мы договорились о встрече в Рязани, в гостинице «Спортивная», где сейчас живут супруги. Она состоялась 14 февраля.

Рассказ начал Андрей. Он родился в Луганске в 1977 году.

А вообще всю свою жизнь я жил в Молодогвардейске в Луганской области. Я родился в семье шахтеров. Мой отец был шахтером и дедушка. Вообще я шахтер в пятом поколении. И мама работала на шахте, и бабушка. В нашем городке тогда находилось шесть шахт. Добывали уголь.

Горизонты под землей

После школы Андрей поступил в горно-экономический техникум в Луганске. И по окончании учебы пошел работать на шахту. Мужчина вспоминает, как дед и отец в первый раз познакомили его, нового рабочего, с коллективом. Как он волновался. Но все прошло хорошо. Люди его приняли.

Нужно отметить, что работа на шахте не просто тяжелая, но и опасная. Рабочих опускают под землю на лифте, а по сути – в клети. Всего там три горизонта глубины: 500 метров, 700 метров и 1200 метров. Бывают и грузовые клети, в которых поднимают уголь и опускают разнообразные грузы. Шахтер вспоминает, что в первый раз было очень страшно: тебя окружает кромешная тишина и темнота. И лишь горит одна тусклая лампа. По словам моего собеседника, в шахте было много трагедий. Происходили обвалы, в результате которых погибло несколько его товарищей.

Та же самая война, только что не стреляют, – говорит Андрей. – В девяностых годах вообще все поменялось. Зарплату нам не платили, а жить-то на что-то нужно. И забастовки устраивали, отказывались работать. По полгода денег не видели. А нужно кормить не только себя, но и семью. У меня была хорошая, обычная семья. Моя дочка сейчас живет на Донбассе с бабушкой и дедушкой. А супруга скончалась в 2019 году от коронавируса. А потом на Украину пришли новые порядки. Начали запрещать русский язык. И мы встали на защиту своей земли, языка, не жалея себя и сил.  Они к нам пришли с оружием в дом, не мы к ним.

Первый бой

Мужчина понял, что будет переворот, и он знал, что надо защищать свою малую родину. Это произошло в 2014 году. Он и другие рабочие вышли из шахты после третьей смены. Там уже были другие ребята. Он как сейчас помнит, что на часах было три часа ночи. Все пошли на площадь. В город приехали представители «Правого сектора» (организация признана экстремистской и запрещена в РФ) с предложением о смене власти. Первым делом они хотели снести памятник Ленину.

И они начали говорить на украинском языке, – сообщил собеседник. – Даже не чисто украинском, а в вперемешку с польским. Но они не смогли договорить – местные дали им отпор. И мы поняли, что дела серьезные. И на краю города мы организовали блокпосты.

Андрей пошел добровольцем в разведроту от танкового батальона «Август». Фамилия командира была Чапаев, и всех ребят стали называть чапаевцами.

Нужно отметить, что у Бондаренко не было опыта в военном деле. В армии он не служил. Поэтому учился военному делу уже в бою. Ему помогали более опытные товарищи, которые прошли Афганскую и Чеченскую

войны. Первое сражение, первый ужас Андрей прекрасно помнит. Все вокруг гремит, свистит и стреляет. На троих один автомат. Андрей шел сзади с двумя обоймами и с гранатой. Но командир строго-настрого приказал беречь гранату. Если уж ее пускать в дело, то только чтобы подорвать себя, так как в плен ни в коем случае нельзя сдаваться.

А в следующий раз я внаглую ворвался в окопы врагов, – рассказывает Андрей. –  То есть страха вообще не было. Назад я вернулся на бронетранспортере, а трофеем стало вражеское оружие.

«Смотрю, а в стороне валяется…  левая нога»

А потом, 12 марта 2017 года, с Андреем произошла беда. По его словам, они несли большие потери. Ждали подкрепление. На блокпосту находилось четыре человека. Командир привез двух парней. Андрей начал показывать, где наши окопы, где чужие.  И в посадке он увидел растяжку.

Потом я нашел еще две вражеские растяжки, – говорит мужчина. – Я их обезвредил. И в конце поля не заметил мину. Наступил я на эту мину – и все, свет в глазах потух. Очнулся и не понял, что произошло. Хотел встать – и не получается. А потом смотрю, а в стороне валяется… моя левая нога. Я ее взял под мышку. А на правой ноге оторвало ступню. Ну, понятное дело, шок. Решил, что врачи пришьют ногу на место. Но в то же время осознавал, что до врага оставалось 150 метров. Я думал, что на взрыв отреагируют и сюда прибегут – посмотреть, что произошло. И я сразу взял гранату и вырвал чеку. А на плече был автомат. Оторванную ногу я прикрепил жгутом. И кое-как начал ползти к своим. Добрался до них через 400 метров. Ребята сразу же выбросили гранату в кусты, и она взорвалась. И мне казалось, что я отключился. А на самом деле я бил прикладом парней, кричал, чтобы они меня добили.

Потом раненого Андрея отвезли в больницу. Операцию делал молодой хирург. Ему было всего 23 года. Это уже потом Андрей понял, что операция оказалась неудачной. Но главное – он остался жив. Правда, боли мучают его до сих пор. Новую операцию сделать уже невозможно – сердце не выдержит.

Раненому принесли протезы: для ноги и для ступни. И Андрей стал учиться на них ходить. Поначалу было тяжко. Сейчас он ходит, но боль осталась. Семь месяцев он находился в больнице, а в декабре уже вернулся в строй. Стал пулеметчиком. У него было три боевых точки и два пулемета. «Пять лет прыгал по окопам», – говорит собеседник.

Поезд в новую жизнь

 В феврале 2022 года, когда началась специальная военная операция, к ним приехали генералы и увидели, что у солдата нет ноги. Да еще постоянные кровотечения. И Бондаренко комиссовали. Его посадили в эвакуационный поезд, а куда именно ехал состав – Андрей не знал. Узнал, когда уже подъехали к месту назначения – к Рязани.

И тут уже приходит очередь Натальи рассказать о себе.

Я тоже родилась в Луганской области, в 1982 году, – говорит женщина. – После школы я поступила в училище. Затем уехала в Днепропетровск. Там долгое время трудилась в пекарне, потом работала продавцом. И там я познакомилась с одним человеком. Но мы с ним жили в гражданском браке…

Так что официально я у нее первый, – засмеялся Андрей.

Да, это так, – тоже заулыбалась Наталья. – У меня два сына. В 2007 году родился Максим, а в 2013-м на свет появился Богдан.  Но потом мы с тем мужчиной расстались. Старший сын живет с отцом, а Богдан живет с нами, в соседнем номере в гостинице.

По словам Натальи, до СВО она с младшим сыном жила в Луганске. До последнего оставалась в родном городе. Неоднократно попадала под обстрелы, под бомбежки, повидала много страшного. И в феврале 2022-го ее мама сказала следующее: «Бери Богдана и  уезжай.  Потому что начнется зачистка полнейшая». Женщина с ребенком пошла на вокзал, взяв с собой лишь одну сумку с самым необходимым. Сели в эвакуационный поезд.

Мы не знали, куда едем. Лишь когда вышли, узнали, что приехали в Рязань. Кстати, с Андреем мы ехали в одном поезде, – говорит женщина. – Только мы на одном конце, а он на другом. Но до встречи в пункте временного размещения мы не были знакомы.

Там я увидел красивую, улыбчивую женщину и решил с ней пообщаться, – признался Андрей.

«Я горжусь своим мужем»

 Андрей и Наталья оказались в лагере в поселке Солотча. Там они подружились, а потом поняли, что должны и дальше идти по жизни вместе. Им дали номера в гостинице «Спортивная», где они до сих пор и живут. Кстати, Андрей быстро сдружился с сыном Натальи. Им помогли с гражданством. Мужчине дали инвалидность.

А потом влюбленные решили узаконить отношения. Свадьба состоялась 21 июня 2022 года в рязанском Дворце торжеств.

Про нашу свадьбу даже телевидение снимало сюжет, –  вспоминает  женщина. – Я могу сказать точно, что это был самый лучший день в моей жизни. В общем, торжество прошло на ура.

Кстати, новоиспеченную чету Бондаренко пригласили даже на ток-шоу «Малахов», что на телеканале «Россия». Андрей и Наталья приезжали в студию. Туда же телевизионщики привезли тетю мужчины. Оказалось, что они не виделись 30 лет. В студии было много слез и много радости.

Как я уже упомянул, Андрею дали инвалидность, но не как ветерану, а как обычному человеку с общими заболеваниями. Ему платят 10 тысяч рублей. Пенсия небольшая. Но Бондаренко не жалуется и продолжает работать. Сейчас он является заместителем командира Армии Защитников Отечества по делам воинов, получивших увечья, по России. Мужчина помогает жителя ДНР и ЛНР с протезами для раненых бойцов. Также Андрей постоянно посещает рязанские учебные заведения. Мужчина проводит патриотические уроки, общается с подрастающим поколением.  И он видит, что детям это интересно и важно.

Я горжусь своим мужем, – сказала в конце разговора Наталья. – Он такой единственный. Люди с ногами не делают и доли того, что делает он. Он не просто любимый человек, он защитник! И это самое важное. Конечно же, хочется, чтобы у нас появилось свое жилье. Мы уже полюбили Рязань и хотим остаться здесь жить.

Николай СКРИПКИН, Рязань



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: ЗАГС по Рязанской области