В стране Гребеней. В многодетной семье Екатерины и Георгия царит любовь и звучит музыка
В числе победителей регионального конкурса «Многодетная семья – 2024 оказались и пятеро Гребеней, мама Екатерина с детьми: дочерью Ксенией и тремя сыновьями, Арсением, Димой и Сашенькой. Для них это было столь неожиданно, что сперва не поверили. И вот, я в гостях у счастливчиков, слушаю рассказ про удивительную жизнь и сама не верю, что такое бывает
– В то самое время, как нас поздравили с победой, наш главный Гребень, папа Георгий, солист военного оркестра, играл на тромбоне конкурсную программу в Москве, и его оркестр победил! – рассказывает мне о двойной радости в семье Екатерина. – Мы, хоть и очень старались, всё лето корпели над портфолио, записывали видео на рассвете, подгадывая, чтоб петух не кукарекал, чтоб трактор не затарахтел (жили летом в деревне), но до конца не верили, что выберут нашу семью. Поэтому, когда раздался звонок, и нас пригласили в Администрацию для вручения сертификата на улучшение жилищных условий, радости не было предела! У нас есть участок земли, который мы получили, как многодетная семья, но там только огород. О доме лишь мечтали. Но теперь наша мечта, надеюсь, осуществится.
Под крышей Сафьянщикова
Родители Кати – художники, оба выпускники Мухинского училища, знаменитой питерской «Мухи». Папа, Николай Михайлович Самойленко, резчик по дереву, его киоты можно увидеть в разных церквях Пскова. Мама, Ираида Васильевна Самойленко, преподаёт в Детской школе искусств. Её акварели цветут в каждой комнате, на каждой стеночке дома у Кати.
– Я их первенец, студенческий ребёнок, родилась ещё в Питере, – рассказывает Катя. – А после учёбы мои родители переехали в Псков. Жилья своего у них не было, прописал их в домовой книге Варлаамовского храма отец Палладий, а жили мы в комнатке с печкой дома купца Сафьянщикова.
Это сейчас там картинная галерея «Дом на Набережной», а в те годы это было аварийное здание. Но это не помешало художникам родить и вырастить там пятерых детей.
– Нас пять сестёр, я старшая, – рассказывает Екатерина. – И бельё в Великой в проруби полоскали, и дрова кололи, и комнату, и стол делили на всех. Широкие подоконники служили полками, где в коробках лежали наши вещи. Старинный дом с высокими сводами и глубокими подвалами-подземельями будил наше воображение. Счастливое было время, хоть и трудное – мне часто снится этот дом. Уверена, люди сегодня не рожают детей… от хорошей жизни: у всех всё есть и никто не хочет выйти из зоны комфорта и потрудиться. Когда нам дали эту 4-комнатную квартиру, мы все сидели в одной комнате и долгое время не могли рассредоточиться по комнатам.
От хорошей ли жизни или благодаря воспитанию, но Катя всегда хотела большую семью. И когда в 2020 году у неё родился долгожданный четвёртый ребёнок с особенностями развития, многие решили, что на этом она остановится. Но у Кати и мысли такой не было, и если Бог пошлёт ей ещё детей, она их обязательно родит!
Учитель музыки
Своего мужа Катя знала с юности, Георгий был её учителем по классу гитары в музыкальной школе.
– Мы с сёстрами все закончили музыкальную школу, а я решила поучиться ещё немного, на гитаре, в итоге у меня не семи-, а десятилетнее музыкальное образование, – говорит Екатерина. – А спустя 5 лет мы с подругой решили разыскать моего учителя в «ВКонтакте». Нашли. Ещё спустя некоторое время я поехала в Питер к подружке, а Георгий ездил туда на сессию в Академию культуры. И мы там прогуляли три часа, не замечая 15-градусного мороза. Так мы гуляли еще 1,5 года и догуляли до храма Покрова от Торга, где нас венчал батюшка Андрей ВАХРУШЕВ. Мы до сих пор его прихожане. Георгий, как и я, мечтал о большой семье.
Так, один за другим, Катя подарила мужу дочь и двух сыновей. Ксении уже 15 лет, она поёт в ансамбле «Талантика» и учится играть на фортепиано. Арсению 10, он играет на гуслях и занимается тхэквондо. Диме 5 лет, он пока ни на чём не играет, кроме «Лего».
Зато оба сына с удовольствием помогают папе в мастерской, оборудованной на балконе по последнему слову техники. Георгий, пусть и профессиональный музыкант, но мебель в доме вся сделана его руками – папа может что угодно, как в той песне.
Наш любимый Лунтик
Четыре года назад, в ноябре в семье появился Саша. За милое лицо с приподнятой верхней губой старшие дети сразу стали звать его Лунтик. Он родился с богатырским весом, почти 5 килограммов, и папа с мамой назвали сына в честь Александра Невского. И не ошиблись. Сын растёт победителем, стойко преодолевая свои боли и хвори.
– Честно, я не была готова, что у меня родится ребёнок с патологией, – признаётся мне Катя. – Я узнала об этом в родовом зале. Саша всю беременность прятал личико, то ладошками закрывался, то отворачивался. Видимо, боялся меня напугать. У него не было носика и почти отсутствовала верхняя губа – «не дорисовала я его». Тут же посыпались диагнозы, один страшнее другого: и глухой он, и слепой, и даун – ничего не подтвердилось, кроме расщелины губы. Я первые дни была, как замороженная. Муж с военным оркестром был в командировке. В какой-то момент меня словно кто-то подхватил на облачко. «Господи, благодарю Тебя, только дай мне немного сил!» – и я перестала плакать. А на Новый год с нами уже был папа – моя любовь и опора!
Удивительно, но благодаря Саше, семья открыла новый мир. Робкая домоседка по природе, Катя уже через 22 дня одна везла Сашу в Питер, в клинику. А спустя 10 месяцев всей семьёй Гребени отправились в путешествие на море. За 4 года они объездили почти всё «Золотое кольцо»! Катя ничего ни от кого скрывать не стала, наоборот, сразу завела Телеграм-канал «Многодетная мама Лунтика», и обрела множество новых и прекрасных друзей. Врач НМИЦ имени Г. Турнера в Пушкине, Юлия Степанова, сотворила настоящее пластическое чудо на лице Саши: сшила расщелину, сформировала новое нёбо и носик.
– Кушать самостоятельно Саша быстро научился – спасибо педагогам от Бога нашего детского сада «Солнышко» (кстати, до этого я к садикам относилась очень скептически, все мои дети получали начальное эстетическое воспитание в Школе искусств), – рассказывает Катя. – Осталось научиться разговаривать.
Но, как мне кажется, быстрее, чем говорить, Саша научится петь или играть на фортепиано. От инструмента он почти не отходит (крышка фортепиано почти всегда открыта), успокаивается моментально, как только слышит звуки музыкальной шкатулки (Дед Мороз принёс на Новый год). Да и выражает свои желания кроха, как по нотам, звонко и напевно.
Лепота!
Чтобы лучше понимать потребности сына, Екатерина прошла профессиональную переподготовку по программе «Учитель начальных классов: общеобразовательного, коррекционного и инклюзивного профиля» и с 1 сентября вышла на работу в Детскую школу искусств, ставшую уже родной.
Екатерина работает там с 18 лет, с перерывами на декрет, преподаёт лепку. Там же учатся и дети, так что мама работает, считай, без отрыва от семьи. Не переставая творить даже дома, Екатерина создала студию «Лепота» и вместе с детьми выпустила уже четыре пластилиновых мультика! В той же Школе искусств ведёт уроки игры на гитаре и Георгий, кроме того, он руководит оркестром русских народных инструментов в музыкальном училище и солирует в военном ансамбле…
Пока мы с Екатериной увлекательно беседовали под Сашину шарманку, за окном незаметно стемнело, и домой с репетиции (готовился к фестивалю военных духовых оркестров «Михайловский бастион») вернулся Георгий с детьми – шумные, весёлые и голодные. Пока мама собирала на стол ужин, Ксюша, в ответ на мои попытки взять у неё интервью, сыграла мне колыбельную «Спи, моя радость, усни!». Так и сказала: «Я очень хочу есть, поэтому лучше я вам на пианино сыграю». Подпевал нам, конечно, Саша.
А провожали меня из гостей тёплой, ароматной буханкой домашнего хлеба – только из духовки! И очень мне не хотелось покидать эту прекрасную, многодетную Страну Гребеней, где рожают детей, благодарят Бога и любые проблемы решаются творчески.
Гизела ДЕРЖАВИНА,
Псков
Источник фото: фото из архива Гребеней