Что недавно изменилось в ПДД для тех, кто едет по улицам на самокатах?

«Для управления электросамокатом должен ли водитель иметь права? Если да, то какой категории. Если прав не будет, то что грозит водителю?» Ирина, г. Ростов-на-Дону (по телефону). На вопрос читателя отвечает руководитель центра правовой защиты Андрей ГОЛУБОВ: – Для управления электросамокатом водительское удостоверение,

именуемое в обиходе «правами», не требуется. Лица, управляющие электросамокатом, обязаны выполнять правила дорожного движения.

  С 1 марта 2023 года лица, управляющие электросамокатами и иными средствами индивидуальной мобильности, учтены в Правилах дорожного движения (далее ПДД). Введено понятие «средство индивидуальной мобильности» – транспортное средство, имеющее одно или несколько колес, предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя. Дети младше семи лет могут передвигаться на средстве индивидуальной мобильности только в сопровождении взрослых и только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон (п. 24.4 ПДД). Лица в возрасте от семи до 14 лет могут передвигаться на средстве индивидуальной мобильности только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон (п. 24.3 ПДД). Лица старше 14 лет могут передвигаться на средстве индивидуальной мобильности по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.

  Допускается движение лиц старше 14 лет на средстве индивидуальной мобильности в пешеходной зоне – если масса средства индивидуальной мобильности, в том числе электросамоката, не превышает 35 кг; а также по тротуару, пешеходной дорожке – если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг и при соблюдении одного из следующих условий:

1) отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;

  2) лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, или велосипедиста в возрасте до 14 лет;

  3) по обочине - если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка либо отсутствует возможность двигаться по ним;

  4) по правому краю проезжей части дороги при соблюдении одновременно следующих условий:

  а)отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним;

  б) на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а также движение велосипедов;

  в) средство индивидуальной мобильности оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой белого цвета спереди.

  При наличии светофора при движении по тротуару или пешеходной дорожке лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны руководствоваться сигналами светофора в виде силуэта пешехода, а при движении по велосипедной, велопешеходной дорожкам, полосе для велосипедистов – сигналами светофора в виде велосипеда. Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части должно осуществляться только в один ряд. При этом им запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства. Движение на средстве индмобильности разрешается со скоростью не более 25 км/ч. Если движение лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, такое лицо должно спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.

  Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения лиц, использующих для передвижения средства индмобильности, пешеходы имеют приоритет. При выезде из жилой зоны лица, использующие для передвижения средства индмобильности, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения. При пересечении проезжей части вне перекрестка лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по ней (п. 24.6(1) ПДД). В велосипедной зоне лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, с соблюдением требований ПДД (п. 24.11 ПДД). В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на средствах индивидуальной мобильности должны быть включены фары или фонари. Кроме того, при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости вне населенных пунктов лица, использующие для передвижения средства индмобильности, обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

   В случае нарушения ПДД лицо, передвигающееся на электросамокате, может быть привлечено к соответствующей административной ответственности.

  Стоит отметить, что существует позиция, согласно которой при соответствии характеристик средств индивидуальной мобильности, в частности электросамокатов, характеристикам мопедов они могут быть отнесены к мопедам. В указанной ситуации на лицо, передвигающееся на электросамокате, распространяются ПДД, установленные для передвижения на мопедах.



подпишитесь на нас в Дзен