Собственники домов могут требовать компенсацию за неполученные коммунальные услуги?

«Мы проживаем на улице Еременко в Ростове-на-Дону. В мае и июне нам отключали горячое водоснабжение без предупреждения, а вот счет пришел как будто мы ею пользовались. Куда обращаться? Должны ли компании уведомлять собственников о всякого рода перерывах?» Яна ЖУЛИДОВА, г. Ростов-на-Дону (по телефону)

ОТ РЕДАКЦИИ: корреспондент «ГД» с этим вопросом обратился в Департамент ЖКХ и энергетики администрации г. Ростова-на-Дону. Там ему сообщили, что:

-О плановом перерыве в предоставлении коммунальных услуг потребитель должен быть проинформирован не позднее чем за 10 дней до начала перерыва. Правовые последствия перерыва в предоставлении коммунальных услуг урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. О перерывах, вызванных возникновением или угрозой возникновения аварийной ситуации, стихийными бедствиями или чрезвычайными ситуациями, потребители предварительно не уведомляются.

  Для фиксации перерыва в предоставлении коммунальной услуги потребителю целесообразно сообщить письменно или устно (в том числе по телефону) в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя.

   Потребители имеют право на бесперебойное обеспечение коммунальными услугами, при этом правилами регламентированы допустимые перерывы и последствия превышения этих перерывов, состоящие в перерасчете платы за коммунальную услугу.

   В случае перерыва в предоставлении коммунальных услуг свыше допустимых периодов, утвержденных приложением № 1 вышеуказанных Правил, потребитель вправе обратиться с требованием к исполнителю о перерасчете платы.

  Возврат переплаты в денежной форме не производится, сумма переплаты засчитывается в счет будущих платежей. В случае нарушения исполнителем порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

   При поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления, предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:

а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично);

б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

   В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу, а при наличии у потребителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по оплате коммунальных услуг до уплаты штрафа в полном объеме. Указанный штраф отражается в платежном документе отдельной строкой.

   Кроме того, потребитель имеет право требовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе РФ «О защите прав потребителей», в случае если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые пределы. Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 процентов суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

  Также подлежат возмещению:

- убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей (в полном объеме сверх неустойки);

- моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами.

  В случае неудовлетворения исполнителем требований потребителя в досудебном порядке потребитель имеет право предъявить соответствующие требования в суд общей юрисдикции по месту своего жительства.



подпишитесь на нас в Дзен