В магазине отказали в возврате смартфона с дефектами. Что делать?

«Я купила новый телефон в марте 2020 года. В начале апреля сенсор дал сбой. Я обратилась в магазин с этой проблемой, но менеджер магазина меня отправила напрямую в компанию производителя. Но проверка будет идти 45 дней. Как мне быть в такой ситуации? Правомерен ли отказ?»   Валентина, г. Ростов-наДону (по телефону).

Руководитель "Правового Юридического Центра Альфа-Бастион" Андрей ГОЛУБЕВ:

– Конечно, отказ магазина неправомерен. Ваши отношения с магазином регулируются ФЗ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее «Закон»). Свои требования вы можете предъявить как к продавцу (магазину), так и к производителю. Это исключительно ваш выбор. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, в частности, в случае обнаружения в товаре недостатков.

  Для этого необходимо составить претензию о возврате денежных средств за некачественный товар, в которой изложить основания ее предъявления и заявить свои требования (п. 4 ст. 503 ГК РФ; п. п. 1, 3 ст. 18 закона от 07.02.1992 № 2300-1). В претензии необходимо указать:

1. Данные получателя претензии: наименование продавца (изготовителя, импортера), адрес его места нахождения, телефон, адрес электронной почты (если известен). Наименование организации или ИП, ИНН могут быть указаны, например, в чеке или квитанции за товар (п. 1 ст. 4.7 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

2. Данные потребителя: Ф.И.О., адрес места жительства с почтовым индексом, контактный телефон, адрес электронной почты (если имеется).

3. Описание оснований предъявления претензии. Для этого рекомендуется указать дату и место приобретения товара, его стоимость, размер расходов, связанных с приобретением товара (например, стоимость доставки, установки товара, консультации специалиста), а также описание выявленного недостатка и обстоятельств его обнаружения.

4. Требования потребителя об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества суммы.

5. Реквизиты банковского счета потребителя, на который получателю претензии необходимо перечислить денежные средства. 6. Перечень прилагаемых к претензии документов.

7. Дату и подпись потребителя. Затем подготовьте необходимые документы. По общему правилу к претензии рекомендуется приложить кассовый чек (банковскую выписку или иной документ, подтверждающий факт покупки или списания денежных средств в счет оплаты за товар), документы, подтверждающие приобретение дополнительных услуг, непосредственно связанных с покупкой товара, а также акт проведенной экспертизы или заключение специалиста, содержащие выводы о наличии и/или причинах возникновения недостатка (если имеются).

  При этом отсутствие кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении ваших требований (п. 5 ст. 18 Закона). После этого направьте лично или по электронной почте претензию и необходимые документы продавцу (изготовителю, импортеру).

  По закону после выполнения вышеперечисленных действий в течение 10 дней вам должны вернуть деньги за товар ненадлежащего качества. Но на практике это происходит не всегда, часто бывает, что продавец отказывает потребителю только на основании проверки качества, проведенной сотрудниками продавца, или вообще отказывается принимать товар и просит потребителя самостоятельно провести независимую экспертизу. В этом случае (равно как и если продавец провел независимую экспертизу, заключение которой вам кажется сомнительным) обращаемся за проведением независимой экспертизы самостоятельно. Если вы провели независимую экспертизу, и в соответствии с ее заключением ваш товар имеет производственные дефекты, пишем и вручаем повторную претензию.

  В перечень требований включаем компенсацию расходов, связанных с проведением экспертизы (если заключение экспертизы в вашу пользу, в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей продавец обязан компенсировать расходы на ее проведение).

  На этом этапе в большинстве случаев требования потребителей удовлетворяются. Если ваши требования не были удовлетворены на данном этапе, переходим к самому сложному, но и самому доходному этапу – обращаемся в суд. Это, конечно, занимает определенное время и требует некоторых усилий, но зато выгодно, так как не только речь в суде пойдет о тех требованиях, которые вы предъявляли ранее, но и с каждым днем будет расти пеня по ст. 23 Закона о защите прав потребителей, плюс к этому можно получить компенсацию морального вреда.

  В последнее время суды достаточно высоко оценивают моральный вред.

  Если ваши интересы в суде будет представлять юрист или адвокат, то суд взыщет с ответчика понесенные вами расходы на оплату услуг представителя. Обращение в суд с иском о защите прав потребителей госпошлиной не облагается, то есть, иными словами, судебное рассмотрение вашего дела будет для вас бесплатным.



подпишитесь на нас в Дзен