Что делать, если коллекторы без конца напоминают о чужих долгах?
Ответ подготовлен управлением по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Рязанской области:
- Необходимо понимать, что в российском законодательстве отсутствует понятие "коллектор". Федеральный закон № 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее – закон) регламентирует работу кредиторов и юридических лиц, осуществляющих взыскание просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности и включенных в государственный реестр. Их можно назвать профессиональными взыскателями.
Например, предусмотрено так называемое непосредственное взаимодействие с должником (это личные встречи, телефонные переговоры), его вправе осуществлять кредиторы и профессиональные взыскатели. Кроме того, они могут отправлять текстовые, голосовые сообщения в адрес должников. Иные лица и организации, не являющиеся кредиторами или не входящие в реестр, таких прав не имеют.
По закону кредиторы и взыскатели могут взаимодействовать и с третьими лицами при условии, если должник выразил на это свое согласие в письменной форме и если третье лицо не выразило несогласия.
Порядок, как выразить несогласие, законом не регламентирован. Представляется, что если вы попросили вам больше не звонить и повесили трубку, этого достаточно. Если же звонки продолжаются, вы можете в любой момент обратиться в банк или к взыскателям и заявить о своем несогласии на взаимодействие по поводу чужой просроченной задолженности, оставив письменное заявление. Сам должник тоже может написать заявление в банк и отозвать свое согласие на взаимодействие с третьими лицами по поводу его долгов. Но даже если он этого не сделает, звонки должны прекратиться. Если же нет, то вы можете обратиться с жалобой в Федеральную службу судебных приставов.