Разъясните, каков порядок принятия сотрудниками полиции обращений от граждан?
На вопрос читателя отвечает помощник прокурора Фрунзенского района Саратова Марьям Волошенко:
– Деятельность сотрудников полиции регулируется ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 №3 (далее – Закон о полиции).
П. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции обязывает сотрудников полиции принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Таким образом, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России.
Круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции).
Следовательно, отказ сотрудника полиции в принятии заявления является незаконным, что влечет в дальнейшем применение к нему соответствующих санкций.
При получении обращения от граждан сотрудник полиции обязан предоставить уведомление о приеме и регистрации полученного заявления (талон-уведомление).
В талоне-уведомлении указываются: данные сотрудника, принявшего заявление, регистрационный номер, наименование территориального органа МВД России, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия оперативного дежурного. При получении талона-уведомления вы должны расписаться и поставить дату и время его получения.
Если по каким-либо причинам оперативный дежурный не может предоставить вам талон-уведомление, запросите у него информацию о регистрации обращения в КУСП (Книга учета сообщений о преступлениях) – его достаточно для того, чтобы идентифицировать ваше обращение в будущем. Запишите номер, чтобы быть уверенным, что ваше заявление принято и зарегистрировано надлежащим образом.
Ваши действия, если в полиции не принимают заявление:
- убедитесь, что ваше заявление содержит всю необходимую информацию;
- попросите у оперативного дежурного МВД России талон-уведомление о регистрации обращения;
- если вам отказали, вежливо сообщите сотруднику полиции о том, что его действия неправомерны, и вы будете обжаловать их;
3.1 попросите полицейского предъявить служебное удостоверение и перепишите данные сотрудника полиции из нагрудного знака или бейджа;
3.2 пригласите начальника отдела полиции, либо замещающее его лицо;
- если полицейский не реагирует на ваши законные требования и отказывает приглашать руководство, звоните в присутствии сотрудника:
4.1 по телефону 112, сообщив оператору, что у вас не принимают заявление;
4.2 по телефону горячей линии МВД России;
4.3 по телефону в органы прокуратуры (в нерабочее время должен быть доступен дежурный прокурор).
- если ничто не помогает, зафиксируйте нарушение с помощью аудио- или видеозаписывающей аппаратуры;
- обратитесь с заявлением в вышестоящий орган МВД России, в органы прокуратуры или в суд.
Практика показывает, что наиболее эффективным способом защиты является жалоба в органы прокуратуры.