Возмещаем ли ущерб, если из-за скачков электричества сломалась стиральная машина?

«Здравствуйте! У меня никак не разрешаемая проблема. От постоянных скачков электричества, -а нередко при этом даже и свет в доме отключается на несколько минут, недавно сломалась стиральная машина. Кто может возместить мне ущерб? Спасибо» Ольга Викторовна Х., Саратов (звонок в редакцию)

На вопрос читательницы отвечает представитель городского отдела защиты прав потребителей Олег Синельников:

– В соответствии с законодательной базой возместить ущерб должна снабжающая или другая ответственная организация, на балансе которой находится ваша электрическая линия или ее участок. Правилами предоставления комуслуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №o 354 (далее – Правила № 354), предусмотрены требования к качеству подаваемой электрической энергии гражданам-потребителям, это:

– постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2014);

– отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается.

Согласно ст. 14 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Что делать, если факт перенапряжения уже состоялся и бытовая электротехника перегорела?

  1. Зафиксировать факт резкого скачка напряжения в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ (раздел 10 Правил № 354), подсчитать и подтвердить документально причиненные вследствие перегорания бытовой электротехники убытки. Подтверждением материальных затрат и прямых убытков (расходов на ремонт бытовой техники) будут чеки, счета к оплате за ремонт и покупку запчастей, выдаваемые ремонтными и торговыми организациями.
  2. Установить ответственное лицо и предъявить ему претензии о возмещении причиненных убытков в добровольном порядке.
  3. При отклонении претензии полностью или частично либо при неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки потребитель имеет право предъявить иск в суд в соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель – его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.



подпишитесь на нас в Дзен