"Я добьюсь для Вали достойной жизни"
Смолянка вырастила и воспитала совершенно чужого мальчика - сироту и инвалида, а сейчас добивается для него законной жилплощади
ОТ АВТОРА: о нелегкой судьбе 75-летней Валентины ФЕДОРОВОЙ я узнала от знакомой, которая рассказала мне о женщине, не первый год отстаивающей права уже взрослого парня – Валентина СВЕКАТУНА. Подруга оставила мне телефон Валентины Владимировны. 4 октября я позвонила женщине и в этот же день отправилась к ней в гости, чтобы послушать историю ее жизни.
Как Валентин поселился у Валентины ФедоровныВалентина Федорова живет в одном из домов на улице Крупской вместе с Валентином, опекуном которого она была, пока мальчик не вырос. Пенсионерка воспитывала парня с двух лет, а сейчас ему 21. Женщина встретила меня не одна, а с мурлыкающей кошкой.- Чаю хотите? – предложила Валентина Владимировна, улыбаясь. Несмотря на печали и невзгоды, которые пришлось пережить, ее глаза светятся заразительным оптимизмом, который не всегда встретишь у молодежи. Только вот усталости тоже не скроешь…В зале за чашкой чая она начала рассказывать о том, как в ее доме появился мальчик Валя.- Валентин – сын дочери моего второго супруга Василия СВЕКАТУНА, военного. Я тоже была его второй женой. От первого брака у Васи остались две дочери. Одна из них трагически погибла, а другая, Лена, сильно пила. Мы с мужем с ней практически не общались, даже домой старались не приглашать: она воровала деньги, а потом пропивала все. Отследить, где она находилась, было сложно, потому что в последние годы жилья постоянного у нее не было. Большую часть жизни Лена провела в двухкомнатной квартире на Нормандии-Неман. Квартира была просторной – 70 квадратов. Это жилье дали моему мужу от воинской части, но жили мы в моей квартире, здесь, а ту он Лене оставил. Когда Лена забеременела, никто так и не узнал, от кого, - такой образ жизни она вела. Родила сына – Валю, но воспитанием его совершенно не занималась, - вспоминала Валентина Владимировна.
Маленький мальчик стал бомжомЖенщина рассказала, что растить мальчика приходилось ей: она забирала его к себе и присматривала, потому что мать могла по несколько дней не бывать дома.- Когда Вале исполнилось два года, Лена решила продать квартиру, а деньги пропить. Нам об этом решении она, разумеется, не сказала. Мы узнали обо всем, когда уже было поздно. Неизвестно, как органы опеки разрешили матери с маленьким ребенком продать жилье и оставить малыша на улице. Мы пытались выяснить этот вопрос, но с тех пор прошло слишком много времени, и все ответы напоминают обычные отписки.Деньги, вырученные с продажи квартиры, Елена пропила. Так Валентин СВЕКАТУН стал бездомным. По словам Валентины Владимировны, перед смертью Елена жила на съемных квартирах, пока ее не выгоняли в очередной раз за воровство и пьянство.- Мы и о смерти ее узнали только через месяц. Понять, где она, было трудно. Как-то одна из родственниц приходила к нам в гости и сказала, будто слух прошел, что Лена умерла от пьянки. Я позвонила в морг, и оказалось, что это правда. Похоронили ее сотрудники ЖКХ, а где – неизвестно.Забота о маленьком Валентине теперь полностью легла на плечи Валентины Владимировны и ее мужа. Когда пришло время отдавать ребенка в школу, его никуда не хотели брать, потому что прописки не было.- Но я уговорила директора одной из школ взять Валю, а потом сделала ему регистрацию у себя в квартире. Не отдавать же ребенка в интернат? Сами и воспитывали как могли.
Инвалидность в 17 летМоя собеседница призналась, что парень оказался непростым. В подростковом возрасте стал показывать характер, порывался уходить из дома.- И уходил иногда. Первый раз в седьмом классе. Как мы переживали с мужем, искали его! Но домой вернули. Тогда сотрудники опеки его в детдом хотели забрать, спрашивали Валю, зачем он убегал, может, мы его обижали, а он ответил: «Нет, свободы захотелось!». Когда Валентину исполнилось 17 лет, в его жизни случилась еще одна беда. Он отправился в гости к друзьям и, придя туда, вдруг почувствовал, что у него отнимаются ноги.-Ходить он совершенно не мог, ноги не двигались. В «Красном Кресте» его продержали практически без всякой помощи. Я ходила в горздрав, добивалась, чтобы его отвезли в другую больницу и начали лечить. Печально, что для того, чтобы добиться чего-то на местах, нужно идти к начальнику. Оказалось, у Вали очень серьезное заболевание. Год он пролежал, не вставая с постели. Сначала одна нога стала отходить, потом другая. Он учился ходить заново. Мальчику дали третью группу инвалидности. К совершеннолетию он был не только круглой сиротой, но и инвалидом.По закону, сирот к 18 годам должны обеспечивать жилплощадью. Однако добиться законных квадратных метров для Валентина СВЕКАТУНА оказалось на практике нелегко. К этому моменту супруга Валентины Владимировны уже не было в живых. Женщина говорит, что без мужа ей стало совсем невмоготу, но сироту она себе пообещала не бросать несмотря ни на что. Они с Валентином живут скромно – на ее трудовую пенсию и его пенсию по инвалидности. Денег едва хватает.
Парень мечтает о самостоятельной жизни- Пока не добьюсь для Вали достойной жизни, есть и спать не могу спокойно! Такой уж у меня характер! Мы несколько раз обращались в суд по вопросу обеспечения жилплощадью Валентина и выигрывали дела, - рассказывала мне Валентина Владимировна. – И вот совсем недавно квартиру дали, но… в Пронино. На десятом этаже, однокомнатную, 32 метра. Как инвалид с больными ногами может забраться на десятый этаж, если, допустим, лифт сломается? Валентина Федорова вновь не опустила руки и начала добиваться для парня квартиры, в которой молодой человек сможет жить комфортно. К слову, существует соответствующее постановление правительства РФ - №901 от 27.07.2006 года, в котором прописано, что при предоставлении жилья инвалидам должны учитываться индивидуальные программы реабилитации, их состояние здоровья и другие обстоятельства – близость к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных и близких.- Валентину нужно постоянное наблюдение у невролога, а в Пронино неврологического отделения нет вообще, до остановки общественного транспорта далеко, еще колледж нужно заканчивать, а оттуда ездить ему будет проблематично.Один судебный процесс, в ходе которого решалось, дадут ли Валентину другую квартиру, где рядом будет больница, остановка и все остальное, уже решился не в пользу молодого человека. Суд в предоставлении новой жилплощади отказал – мол, пользуйтесь тем, что дали. Однако сам Валентин СВЕКАТУН и Валентина Владимировна ФЕДОРОВА надеются, что справедливость все-таки восторжествует, и парень начнет самостоятельную жизнь в отдельной, удобной для него квартире.
