Обязан ли банк вернуть деньги клиенту, списанные с карты без его согласия?

«В последнее время все чаще слышу о том, что у кого-то кто-то списал деньги с карты, без согласия владельца этой самой карты. Вот и задумалась: не проще ли хранить деньги дома под подушкой? Должен ли банк возвращать клиенту деньги, списанные без его согласия? Или есть какой-то надежный способ, что делать,

если приходит смс о списании денег с карты?» Ольга Сергеевна, Тула.

Отвечает заместитель начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражной процессе прокуратуры Тульской области М. Алисин:

- Банковские карты относятся к электронным средствам платежа. Законодательством для банка и клиента установлен ряд обязанностей, от соблюдения или несоблюдения которых зависит, будут ли клиенту возвращены суммы, похищенные с его счета, или нет (п. 19 ст. 3, ст. 9 Федерального закона от 27 июня 2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).  Банк обязан информировать клиента о каждой операции, совершенной с использованием его банковской карты, путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом (ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 161-ФЗ).  Банк обязан вернуть деньги, списанные с карты клиента без его согласия, если он не проинформировал клиента о списании. Если клиент был проинформирован и вовремя представил уведомление о несогласии, банк обязан возместить суммы, списанные после представления такого уведомления, а в отдельных случаях - списанные до его представления (ч. 12, 13, 15 ст. 9 Федерального закона № 161-ФЗ).

При выявлении банком операций, соответствующих признакам перевода денежных средств без согласия клиента, банк должен приостановить использование клиентом банковской карты и предоставить ему соответствующую информацию. Указанные признаки устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном сайте (ч. 5.1, 5.2 ст. 8, ч. 9.1 ст. 9 Федерального закона № 161-ФЗ; Приказ Банка России от 27.09.2018 N 2525).

Способы направления банком уведомлений различны: смс-уведомления, рассылка по электронной почте, информирование через интернет-банк. При этом хотя бы один из способов информирования должен быть бесплатным для клиента. Если вы обнаружили операции по банковской карте, которых вы не совершали необходимо написать претензию в банк о несогласии с произведенными операциями.

Претензию необходимо составить в письменной форме. Зачастую банки имеют типовую форму бланка для претензий, которую нужно заполнить. Однако вы вправе составить претензию в свободной форме. Рекомендуем указать в претензии следующую информацию:

  1. Ваши данные: Ф.И.О. (отчество - при наличии), место жительства или почтовый адрес, по которому банк может направить вам ответ, телефон, адрес электронной почты (при наличии).
  2. Данные банка: наименование, адрес его места нахождения, телефон, адрес электронной почты.
  3. Описание обстоятельств, послуживших основанием предъявления претензии. Следует, в частности, указать номер счета, с которого было осуществлено оспариваемое списание, а также дать информацию об оспариваемой операции - ее дату, время совершения (по возможности), сумму, суть операции (например, покупка товара, снятие наличных, безналичный перевод). Укажите причины, по которым вы не согласны с операцией по списанию средств.
  4. Предъявляемые к банку требования: о возврате необоснованно списанных с вашего счета денежных средств, возмещении убытков, уплате процентов (ст. ст. 15, 395, 856 ГК РФ).
  5. Перечень прилагаемых к претензии документов (например, чек о покупке товара на определенную сумму).
  6. Дату и вашу подпись либо подпись вашего уполномоченного представителя.

     Если претензия предъявляется представителем, необходимо также приложить доверенность, подтверждающую его полномочия (ст. 185 ГК РФ).

     Законодательно установленный срок рассмотрения банком претензии - не более 30 дней со дня получения претензии, а при осуществлении трансграничных (международных) операций - не более 60 дней со дня получения претензии. Договором между вами и банком может быть установлен более короткий срок (ч. 8 ст. 9 Федерального закона № 161-ФЗ).

     При положительном решении деньги будут возвращены на счет (вклад), указанный вами в заявлении. В случае отрицательного решения вам должны предоставить мотивированный отказ. По вашему требованию результат рассмотрения претензии может быть предоставлен вам в письменной форме.

     Если денежные средства были списаны со счета без вашего согласия по вине банка, вы вправе обратиться в суд с требованием к банку о выплате процентов за неправомерное удержание денежных средств помимо процентов за пользование денежными средствами на банковском счете, предусмотренных договором (п. 1 ст. 11, ст. ст. 395, 856 ГК РФ).



подпишитесь на нас в Дзен