Охрана магазина не имеет права осматривать сумки покупателей
Вопрос от читателя:Меня задержала охрана одного сетевого магазина по подозрению в краже, которую я не совершал. В грубой форме потребовала вывернуть карманы и показать содержание пакета. Когда сотрудник охраны удостоверился в том, что я не воровал - отпустил меня и даже не извинился! Имеют ли ЧОПЫ полномочия меня досматривать? Куда жаловаться если мне хамят в магазине?Александр, г.Тюмень (по телефону)
На вопрос отвечает заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Ольга Федоровна ЕЛТЫШЕВА: - Вопросы хамства сотрудников магазина и задержание потребителей при подозрении в краже не подлежат регулированию законодательством в области защиты прав потребителей, контроль и надзор за соблюдением которого возложен на Управление.Если сотрудники торгового предприятия допускают некорректность в общении (хамство), потребитель вправе потребовать книгу отзывов и предложений и сделать в ней запись о случившемся или обратиться с письменным заявлением к руководителю предприятия.Правом на осуществление личного досмотра наделен ограниченный круг уполномоченных на то органов. В частности, правом на совершение указанного действия наделены сотрудники органов внутренних дел. Сотрудники охраны магазина, равно как и иные сотрудники, такими правами не обладают. При совершении подобных действий последние могут содержать в себе признаки свершения административного правонарушения (ст. 19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях) или преступления, квалифицируемого по ст. 330 УК РФ (самоуправство). Меры за совершение подобных нарушений вправе принимать должностные лица органов внутренних дел (полиции). В этой связи, при наличии оснований, потребители вправе обратиться в соответствующий орган с заявлением о принятии мер в отношении лиц, допустивших нарушения их прав. При невозможности урегулирования конфликта дисциплинарным способом, гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав, чести и достоинства в соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ.Кроме того, в соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вредаВ этой связи, при причинении потребителям морального вреда в связи с возникшей ситуацией (хамство со стороны сотрудников магазина или задержание потребителей сотрудниками магазина) разрешить вопрос о его компенсации потребитель вправе в судебном порядке (ст. 11 и ст.12 Гражданского кодекса РФ). Консультативную помощь при реализации права на обращение в суд потребители вправе получить в Консультативном центре по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» (г. Тюмень, ул. Холодильная, 57. Телефон: 567-990 доб. 3721 или 3722)
