Табор уходит... выступать!

Цыганские традиции такие же загадочные и необычные, как и сам колоритный народ. Пестрые юбки, звенящие бусы - еще не все отличительные черты ромов. Эта культура хранит множество тайн. Некоторые из них раскрыл Валерий Лебедев - председатель региональной общественной организации «Культурный центр цыган Владимирской области».  

Сегодня эта многочисленная нация осела почти во всех регионах нашей страны и благополучно подстроилась под общий ритм жизни, перенимая привычки места обитания, но при этом сохраняя свои исконные традиции, язык и культуру.

Народ всего мира

Существует множество версий происхождения цыган, вплоть до самых невероятных. К примеру, бытует предание, согласно которому народность возникла на Земле магическим образом. Именно поэтому они якобы обладают врожденной способностью к гаданию. Современные ученые, конечно, довольствоваться такой теорией не могут. По их мнению, около 500 лет назад предки цыган отделились от своих индийских корней и отправились кочевать. Предполагается, что сделали они это из-за распространения в Индии ислама – свободолюбивая нация категорически не желала попадать под давление каких-либо религиозных догматов.

- На сегодняшний день у нас есть югославские, венгерские, польские, молдавские, русские цыгане и многие другие – в зависимости от страны, где они оказалась. У каждой группы в зависимости от географии выработались свои наречия, особенности произношения. И наша главная задача - сохранить и поднять собственную культуру. К сожалению, во многом она уже утрачена, - констатировал Валерий Иванович.

Но некоторые предметы, отражающие сущность народа, еще остались. Например, национальный флаг. Верхняя часть его окрашена в синий цвет и символизирует небо и духовность. Нижняя половина – зеленая - словно зеленое поле. Разноцветные горизонтальные полосы имеют одинаковую высоту. Граница между ними является осевой линией, которая проходит через центр колеса с восьмью спицами – символ пути.

- Кстати, нас правильнее называть не цыганами, а ромами, - поправил меня Валерий Лебедев.

Почему именно так? Большинство исследователей склоняется к следующей версии: оставив Индию, кочевники мигрировали сначала в Персию, затем в Византию, жители которой называли себя «ромеями». Там и осели до тех пор, пока империю не завоевали османы. В память о государстве, когда-то их приютившем, цыгане начали именовать себя ромами.

Танцуй, рома!

Владимирские ромы обосновались в Петушинском районе. Сегодня в Покрове находится «Культурный центр цыган Владимирской области». Как признался Лебедев, слово «цыгане» более распространено и понятно окружающим, поэтому и употреблено в названии организации.

Кстати, Центр – не только национальное объединение, но и детский хореографический кружок. Ведь цыгане и танцы – понятия неразделимые. Здесь занимаются ребята вне зависимости от принадлежности к той или иной народности – рады всем.

- Танцы среди нашего народа пошли с тех времен, когда ещё велась кочевая жизнь - а это неизменные вечерние посиделки у костра. В былые времена существовали целые танцующие семьи, а когда они совмещались с романсами, да под скрипку, гитару или аккордеон, получалось вдвойне красиво. Недаром русские купцы говорили: «Поехали отдыхать к цыганам!» - ведь люди действительно отдыхали душой, - рассказывает Валерий Лебедев.

Но не танцами едиными жили цыгане. Мало кто знает, но ромы в былые времена искусно плели корзины, делали посуду и занимались коневодством. Однако, когда на цыган начались гонения, им пришлось бросить ремесла и снова собраться в путь. Приходившим на их уличные выступления зрителям пришлись по вкусу яркие одеяния.

- Изначально национальная одежда походила на индийскую, но, кочуя по городам и селам, цыгане брали понемногу отовсюду: замужние женщины обязательно носили фартук поверх юбки, где может быть спрятан украшенный оборками передник с большим карманом, куда складывали мелкие предметы быта. Блузы и кофты были свободного покроя и без ворота, рукав должен покрывать руки не менее чем на четверть, - рассказывает глава Центра.

После свадьбы женщина не имела права показываться простоволосой, поэтому на её голове до конца жизни прописывался скрученный жгутом платок.

Страсть к украшениям тоже имеет объяснение. Кочевники действовали по принципу «все своё ношу с собой» и вкладывали деньги.

- Однако сейчас в цветных платьях уже никто не ходит – разве что на концертах, - улыбается Валерий Иванович. – В наш век очень многое изменилось, и вы уже не найдете кочующих таборов и цыган, живущих в шатрах – это давно ушедшее прошлое.

Кстати, сам Валерий Лебедев - уроженец Ивановской области. Когда его отец умер, у 35-летней мамы осталось на руках 12 детей, ребятам пришлось учебу в школе совмещать с подработками – семья держала лошадей, а дети вспахивали огороды.

- В результате все выросли достойными людьми, получили образование. Со временем мы перебрались в Покров – поближе к Москве, но отсюда уже никуда не уедем, - говорит Валерий Иванович и тут же вспоминает, как русские цыгане стали оседлыми. Произошло это с приходом советской власти.

За общую Родину

Великая Отечественная война заставила встать под ружье даже вольный кочевой народ.

- Наши предки воевали против фашистских захватчиков бок о бок со всеми народами СССР. Николай Бессонов, долгое время занимавшийся историей цыган, привозил нам архивные данные и фотографии. Среди них было множество офицеров, несколько человек стали героями Советского Союза. Женщины служили санитарками, в том числе в блокаду Ленинграда. Также ромы были летчиками, танкистами, разведчиками, ходили в тыл врага и брали «языков», - рассказывает Николай Лебедев. – Среди цыган за время войны не было ни одного предателя.

Даже кочующие таборы нередко оказывали помощь бойцам – прятали у себя раненых красноармейцев, спасая их от фашистов, за что гибли от рук врага.

- Помните, в знаменитом фильме про Будулая в самом начале есть эпизод, когда табор давили немецкие танки? Это не выдумка режиссера, все основано на реальных событиях, - объясняет Валерий Иванович.

Кроме того, цыгане нередко собирали деньги на технику для армии.

Прощай, кочевая жизнь

Новая жизнь для рома началась в 1956 году, когда в СССР приняли указ об оседлости кочевников.

- Мама рассказывала, как тогда выделяли жилье, давали коров, а уж потом начали появляться целые цыганские колхозы, - объясняет собеседник.

Со временем стали уходить в прошлое и некоторые традиции.

- Если раньше детей было принято довольно рано женить, то современная молодежь вступать в брак не торопится. И даже похищение невесты, которое когда-то в древности было в ходу, теперь совершается по договоренности в интернете, - добавил Валерий Иванович.

Правда, до сих пор венчание в храме первичнее штампа в паспорте. Да и требование к девушке остается строгим – до свадьбы она должна быть невинна.

– Все же остальные праздники и церемонии у нас вполне обычные. Мы, как и другие православные, соблюдаем посты, ходим в церковь, - говорит Лебедев.

Кстати, по признанию Валерия Ивановича, браки между ромами и представителями других национальностей уже давно не новость. Главное, чтобы любили и уважали друг друга.

Вообще Владимирские цыгане очень дружны с разными народностями. И, как говорится, не отстают от коллектива: без них, как и без представителей прочих диаспор, невозможно представить городской, спортивный праздники и прочие мероприятия.

- Конечно же мы поддерживаем дружеские отношения со всеми народами. И наша задача - сломать негативные стереотипы, сложившиеся о цыганах, показать, что мы мирный народ и никому никогда не сделаем зла, - заключил Валерий Лебедев.

Николай ВЕТРОВ,

Петушинский р-н



подпишитесь на нас в Дзен