«У нас невест не крадут»: правда и мифы о чеченском народе

Принято считать, что «на Кавказе все иначе»: что девушек никто не спрашивает, хочет ли она замуж, что на свадьбе не обходится без стрельбы... Да мало ли еще подобных стереотипов. А может так оно и есть? Об этом мы подробнее расспросили двух глав южных диаспор.

Свои люди

О руководителе «Ассамблеи народов Владимирской области» Абосе Уциеве мы уже рассказывали в первом материале проекта «Среди нас». Однако мужчина является не только главой названной организации, но и председателем регионального общественно-культурного центра под названием «Вайнах».

- «Вайнах» переводится как «наши люди». Говоря простым языком - объединение выходцев - армян, азербайджанцев, русских. Словом, всех, кто живет во Владимире, можно обозначить этим термином, - пояснил Абос (герой публикации попросил не называть его по отчеству - на Кавказе это не принято).

Кстати, чеченцы в нашем регионе - самая малочисленная народность. По последним данным, на владимирской земле их не более 300 человек, 60-70 из которых живут и работают в областном центре.

Сам же Абос Уциев стал владимирцем около 40 лет назад. Из родного города Шали он приехал в Россию с другом, поступил в ВлГУ на сельскохозяйственный факультет. А на последнем курсе встретил свою судьбу - будущую жену, к слову, русскую.

Свадьбу сыграли во Владимире, стараясь придерживаться чеченских традиций. Поэтому из гостей со стороны невесты присутствовал лишь ее брат с супругой.

Тут, откровенно говоря, я не могла не возмутиться: как так - ведь праздник общий и для жениха, и для невесты. На что Абос поспешил меня успокоить, мол, так принято, и подробно рассказал о свадебных традициях.

- Чеченцы - такая нация, которая волкам хвосты крутила, - с гордостью сказал он. - Издавна люди занимались земледелием, и не было никогда у нас разделения на бедных и богатых: владей ты всего одной соткой или целым гектаром - все равны. Те, кто не пахал, не сеял, служили в царской армии. Сейчас бы их назвали телохранителями. Это мой дед поведал, который дожил до 105 лет!

Еще долгожитель рассказывал маленькому внуку, как чеченцы воровали невест, правда, не из простых. Чтобы, к примеру, Махмут смог потом сказать с гордостью - украл не кого-нибудь, а азербайджанскую княжну!

- А как крали-то? - поинтересовалась я.

- Собирались человек десять, накидывали ей мешок на голову - и к себе! А потом оповещали родных невесты: хотите с нами родственные отношения строить - пожалуйста, будем рады. А нет - переживем! - объяснил глава диаспоры.

К тем же, кто пожелал жить среди чеченцев, относились крайне щепетильно: доставали дефицитные товары, уступали места в очереди, в общем, старались ни в чем не отказывать.

Тут все строго!

Конечно, сейчас времена изменились, как и обычаи. Современные свадьбы чеченцев во многом походят на традиционные русские, но имеют свои особенности. Подробнее об этом нам согласился рассказать глава чеченской диаспоры Коврова Усман Рамазанович Хизиров.

- У нас невест теперь не крадут. А до свадьбы вообще принято держать дистанцию – не меньше трех метров от девушки, и не дай Бог до нее дотронуться – живым бы жених не вышел или бы с него штаны сняли, - смеется глава диаспоры.

А еще перед праздником родственники молодых собирали друг о друге сведения – что это за семья, как себя показала невеста.

Сватовство же происходило вне дома: сваты с обеих сторон как бы случайно встречались, к примеру, у колодца, договаривались. При этом стороне жениха иногда приходилось долго ждать – такова традиция.

Иногда случалось так, что родители девушки говорили «нет». Тогда, по одобрению невесты, родители жениха забирали её из дома и увозили. Но после обязательно сообщали об этом ее отцу и матери. Потом к жениху наведывались старшие - они выясняли, действительно ли девушка согласна. Если да - невесту оставляли, в противном случае - возвращали обратно.

Ежели сватовство проходило благополучно, родители назначали дату свадьбы.

- На наши свадьбы мы никогда никого не приглашаем. Традиционно к тебе может прийти любой человек, даже если ты его не знаешь. Каждого обязан встретить, накормить, напоить, а тот - вести себя достойно и уважительно. Бывает, на торжество приходят целыми посёлками, и длится оно обычно три дня – каждый день приезжают родственники, друзья, сослуживцы – отметиться должен каждый, - рассказывает Усман Рамазанович.

Мужчины и женщины сидят за разными столами. Тамада сам вызывает на танец мужчину и с противоположного стола женщину, но они должны держать дистанцию – тут всё строго.

Еще один миф – кавказцы обязательно собирают шумные свадебные кортежи, которые специально пугают жителей других регионов.

- Большие кортежи - это старинная традиция, и теперь в него может собраться множество машин – это не нанятые водители, а родственники, друзья, товарищи. В былые времена обязательно стреляли в воздух из ружей, но сейчас это категорически запрещено. Впереди едет старший, который следит, чтобы никто не нарушал правил и не обгонял других. Обычно кортеж везет невесту в дом жениха, где проходит свадьба, - объясняет Усман Рамазанович.

Мудрость – главный судья

После свадьбы молодые остаются в доме мужа, идти жить к супруге считается позором. А через какое-то время, исключительно по просьбе родителей главы нового семейства, новобрачные уезжают в собственное жилье.

- Каждый чеченец обязательно должен построить свой дом – это дело жизни. И когда мы со старшими братьями уезжаем по своим новым жилищам, младший сын всегда остается с мамой и папой – он обязан ухаживать за ними и чтить их. Мы же в новые дома не берем даже иголку – все остаётся младшему брату. Именно поэтому никогда чеченцы наследства не делят, - говорит Усман Хизиров.

Еще с древних времен у народа повелось, что все споры - от земельных до причинения смерти - решал старейшина. Фактически он брал на себя роль судьи.

- Если старейшина повелит пожать друг другу руки и обняться – тем дело и заканчивается. А сложные дела, когда по чьей-то вине погиб человек, очень серьезно разбираются, с каждой стороны – как виновного, так и потерпевшего - приходят человек по 50. Всех выслушивают, и если действительно произошёл несчастный случай, это не влечет последствий. Если же речь шла об умышленном убийстве, вступали в действие законы кровной мести. Конечно, сейчас кровная месть в прошлом, да и вместо старейшин все чаще дела разбирают суды, - рассказывает собеседник.

Брат может быть далеко, а сосед - рядом

Но чего не отнять у чеченцев – радушия и гостеприимства. У этого народа никогда не запирались двери на ключ, а заборы - до пояса. При этом люди обязательно поддерживали с соседями добрые отношения.

- У нас есть поговорка: брат может быть далеко, а сосед - рядом, - говорит Усман. – Если соседу плохо, ты должен помочь. Если у него случится горе, ты не можешь праздновать свадьбу и другие торжества – из уважения. Никаких расписок на Кавказе не нужно – ты даже не станешь задумываться, вернут ли тебе заём - если даже должник умрет, за него принесут родственники.

Остальные традиции чеченского народа во многом повторяют прошлое: семьи такие же дружные и многодетные, каждый ребенок с малых лет воспитывается в духе уважения к старшим, к своей культуре, обычаям.

На вопрос о современной Чечне мой собеседник отвечает, что восхищён, какой стала Республика, хотя чувство ностальгии по былой, советской родине, никуда не ушло.

- Честно признаюсь, что мне по душе старая Чечня, но сейчас там сделано действительно очень многое. Я постоянно езжу туда, там у меня братья, родные. Древняя архитектура, музеи, дома, сторожевые башни – все это вызывает восторг и восхищение, и недаром множество туристов едут сегодня в Чечню. К сожалению, негатива было много, поэтому мы, современные чеченцы, должны сохранять свою культуру, традиции, уважение к людям, знакомить с нашей культурой всех, кому она интересна. Мы глубоко уважаем все народы, живущие в России, и желаем всем мира, добра и процветания.

Ксения БОБРОВА,

Владимирская область



подпишитесь на нас в Дзен