Каков план, если соседи забыли закрыть кран и залили вашу квартиру?

ОТ РЕДАКЦИИ: залив помещения по вине соседей или управляющей организации, к сожалению, не является редким явлением. Причиной ущерба может явиться халатность соседей, не закрывших кран, или устаревшие коммуникации, которые управляющая компания «забыла» заменить. О том как действовать, если все-таки вас затопило,

читателям «Хронометра» рассказала старший помощник прокурора Владимирской области Татьяна ЛОГИНОВА:

- Для начала вызываем аварийную службу или работников управляющей организации (ТСЖ, Жилкомсервис, ЖЭК, ЖКС и т. д.), фиксируем факт залива, составляем акт повреждений (фото и/или видео-фиксация, подробное описание перечня и характера повреждений).

При составления акта о заливе необходимо проследить за тем, чтобы в нем подробно были указаны все возникшие в результате протечки повреждения стен, потолка, полов, мебели и другого имущества. Сотрудник, составляющий акт, должен указать в каких помещениях квартиры (назначение, площадь) имеются следы протечки, их масштабы (площадь следов протечки на стенах, потолке, полах), перечень имущества, которое пострадало.

Разумеется, в акте указываются все видимые повреждения, однако, к примеру, вздутие паркетного пола или отслоение обоев от стен, может произойти и позже. В этом случае нелишним будет составление дополнительного акта, с указанием вновь проявившихся последствий залива.

Для того, чтобы оценить последствия протечки и выставить требование о возмещении ущерба виновнику, пострадавшему необходимо обратиться в независимую экспертную организацию, которая специализируется на оценке восстановительного ремонта после залива.

Эксперт производит осмотр пострадавшего имущества, после чего проводит оценку стоимости восстановительного ремонта.

О вызове оценщика и времени проведении осмотра следует уведомить виновника залива. Это можно сделать путем направления уведомления или телеграммы с уведомлением о вручении. Отчет об оценке ущерба составляется в среднем в течение трех дней. После его получения пострадавший уже может выдвинуть письменное досудебное требование виновнику залива.

Чаще всего виновниками бывают соседи сверху. Но существуют случаи, когда залив происходит по вине УК. Как известно, управляющая организация отвечает за управление, содержание и обслуживание общедового имущества в многоквартирном доме, она должна следить за исправностью коммуникаций, относящихся к общему имуществу дома, и несет ответственность перед собственниками за своевременное выполнение всех необходимых для надлежащего содержания общего имущества работ. Это исходит из содержания статьи 161 Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, помимо ремонтных работ по заявкам жильцов, она также обязана своевременно проводить плановые ремонтные работы в отношении общедомового имущества, следить за исправностью всех коммуникаций и инженерных сетей в доме, тем самым обеспечивая их надлежащее функционирование. Только в этом случае можно избежать аварийных ситуаций.

В каких случаях ответственность по возмещению ущерба лежит на организации, управляющей домом:

- прорыв трубы системы отопления/водоснабжения/канализационной трубы;

- прорыв стояков, кранов и т.д., находящихся в общедомовой собственности жильцов (вне квартир);

- протекание кровли вследствие несвоевременно/некачественно проведенных ремонтных работ;

- протекание/разрыв трубы в чердачном помещении;

- прорыв трубопровода на крыше;

- неисправность стояка канализации;

- другие неисправности общедомовой системы коммуникации;

- некачественное (с нарушением технологии) выполнение работником управляющей компанией ремонтных сантехнических работ внутри квартиры, в которой впоследствии произошла авария.

Жильцы многоквартирного дома являются потребителями жилищных и коммунальных услуг, а обслуживающая организация осуществляет содержание жилищного фонда и его техническое обслуживание, следовательно, помимо норм Гражданского кодекса РФ, взаимоотношения жильцов (собственников) дома и управляющей компании регулируются также и нормами Закона РФ «О защите прав потребителей».

Соответственно, если управляющая организация ненадлежащим образом выполняет свои обязанности по обеспечению надлежащего технического состояния общего имущества дома, в том числе кровли, коммуникаций в одоснабжения и т.д., она должна нести ответственность за причинение ущерба собственнику, причинённого в связи с неисправностью общедомового имущества.

Закон РФ «О защите прав потребителей» позволяет истцу требовать не только возмещения ущерба в связи с протечкой, но также: неустойку, в случае неудовлетворения досудебного требования потребителя в установленный законом срок; штраф за несоблюдение требований потребителя в добровольном порядке (50% от присужденной судом суммы); возмещения морального вреда.

Закон не возлагает на лицо, пострадавшее от залива, обязанность предъявления досудебной претензии виновнику, однако по общему правилу соблюдение досудебного порядка урегулирования спора является желательным.

Что нужно учесть при предъявлении претензии:

  • претензию о возмещении ущерба следует направлять после получения отчета об оценке ущерба и стоимости восстановительного ремонта, опираясь на цифры, выставленные в отчете оценщика;
  • к ней следует приложить копию отчета об оценка стоимости восстановительного ремонта, а также копию акта о заливе, чтобы виновник видел, из чего сложилась сумма, заявленная в претензии;
  • к претензии нужно указать срок, в течение которого должны быть выплачены денежные средства;
  • претензию следует направлять заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • пострадавший о заливе вправе потребовать от виновника залива также возмещения затрат на проведение независимой оценки ущерба.

Если виновник залива не возместит причинённый ущерб добровольно в установленный срок, можно воспользоваться правом на судебную защиту.

Для обращения в суд необходимо знать, что такой иск подается в суд по месту жительства ответчика. Если иск предъявляется к управляющей организации, то истец, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», вправе подать иск в суд по месту своего жительства. При подаче иска он подлежит оплате госпошлиной, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ. В случае, если ответчиком является управляющая организация, истец освобождается от уплаты госпошлины.

На требование о взыскании материального ущерба распространяется общий срок исковой давности, составляющий три года с момента, когда истцу стало известно о нарушении его прав.



подпишитесь на нас в Дзен