За случайно разбитую покупателем банку в зале отвечать будет магазин

«На днях ходила за покупками в местный супермаркет. Там очень узкие проходы, и в какой-то момент я случайно зацепила и разбила стоявшую на витрине банку с томатной пастой. Сотрудники магазина заставили меня оплатить ее стоимость. Скажите, насколько такое требование правомерно?» Вероника Семенова из Мурома (СМС)

Отвечает пресс-секретарь Управления Роспотребнадзора по Владимирской области Марина КОЛТУНОВА: 

- При разрешении подобного вопроса следует руководствоваться ГК РФ (в Федеральном законе от 07.02.92 №2300-1 «О защите прав потребителей» данный момент действительно не рассматривается). ГК РФ содержит в себе две нормы: ст. 211 ГК РФ «Риск случайной гибели имущества» и ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», сферу действия которых необходимо разграничить.

Согласно ст. 211 ГК РФ «риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю».

Следовательно, необходимо определить, кто являлся собственником товара в момент его повреждения или утраты. При розничной покупке в супермаркете между покупателем и продавцом письменный договор купли-продажи не заключается. Однако формой договора в данном случае согласно ст. 493 ГК РФ будет являться чек (или иной документ, подтверждающий факт оплаты).

Таким образом, до момента оплаты товара покупателем и получения от продавца чека собственником товара будет считаться магазин, и именно он будет отвечать за риск случайной гибели товара. После того как оплаченный товар оказывается в руках покупателя, он становится его собственностью.

При возникновении подобной ситуации за консультативной помощью Вы можете обратиться в Управление Роспотребнадзора по Владимирской области на телефон горячей линии: 8-800-200-05-45.



подпишитесь на нас в Дзен