ЕГЭ и ОГЭ – отменить нельзя проводить: где поставить запятую?

В условиях эпидемии преподаватели, их родители, руководители системы образования делают все от них зависящее, чтобы процесс обучения продолжался непрерывно. Есть недостатки, но очень многое успешно настроено, налажено и работает.

Безусловно, дистанционное обучение будет способствовать снижению уровня подготовки обучающихся.

Ситуация сложная, особенно в регионах.

Наибольшие переживания сегодня вызывает неопределенность со сроками и форматом проведения ЕГЭ и ОГЭ. Что делать сейчас, когда решения нужно принимать быстро, основываясь, в первую очередь, на соображениях обеспечения безопасности граждан и здравом смысле?

Давайте рассмотрим аргументы за отмену ЕГЭ и ОГЭ в 2020 году.

1. Главная наша задача – сохранить здоровье обучающихся и педагогов. Педагоги будут широко привлекаться к проверке экзаменационных материалов. Удастся ли их обезопасить?

2. Переносить ЕГЭ и ОГЭ, в ситуации, когда однозначно ни один специалист не может назвать сроки прохождения пика эпидемии, того, насколько высока вероятность заразиться после прохождения формального пика заболеваемости и смертности, - это вводить всех участников процедуры в заблуждение, повышать социальную напряженность в силу отсутствия определенности и снижать доверие к системе образования в целом.

3. Проводить ЕГЭ дистанционно нецелесообразно, как минимум, в силу того, что это потребует существенных дополнительных затрат денежных средств на мероприятия организационного и технологического характера, более того, даже в результате вложения значительных объемов средств, вряд ли удастся обеспечить 100% обучающихся персональными средствами выхода в интернет, учитывая сложившееся состояние обеспеченности школьников надлежащей компьютерной техникой и состояние их доступности к интернету. А если в семье двое детей одинакового возраста? А если родители в это время в режиме удаленного доступа будут вынуждены срочно решать производственные задачи?

4. Также следует задаться вопросом – выдержит ли технологически система такого рода пиковые нагрузки? Что испытают школьники, у которых в этот самый ответственный момент вдруг «зависнет» интернет? Как потом будет решаться вопрос проверки уровня знаний в отношении ребят, которые «выбыли» из процедуры по техническим причинам?

5. Еще один аспект проблемы - невозможно будет обеспечить справедливое проведение процедур ЕГЭ. Кто сможет гарантировать, что рядом с экзаменуемым не будет во время проведения дистанционного экзамена находиться репетитор? Какое общественное отношение к самой процедуре и ее организаторам мы получим, когда по результатам увидим всплеск стобалльников среди детей, относящихся к отдельным категориям семей?

Таким образом, здравый смысл показывает, что ни с точки зрения сохранения здоровья граждан, ни с морально-этической, ни с экономической точек зрения проведение процедуры ЕГЭ в 2020 году не является оправданным.

Каким представляется выход из ситуации?

Очевидно, что неверно продолжать держать преподавателей, школьников, их родителей в состоянии неопределенности. Нужно оперативно принимать взвешенное и ответственное решение – в 2020 году процедуры ЕГЭ и ОГЭ проводиться не будут.

Прием в вузы на бюджетные места должен быть осуществлен без вступительных испытаний, на основе среднего балла аттестата абитуриента.

Безусловно, в перспективе мы столкнемся с трудностями, обусловленными тем, что у выпускников 2020 года не будет результатов ЕГЭ. Как они будут зачисляться в вузы, если изъявят желание поступать в 2021 и последующем годах? Представляется, что это вопрос дискуссионный. Одним из вариантов его решения является отмена сдачи ЕГЭ в дальнейшем вообще. Более целесообразно идти по пути развития системы образования, при котором в основе определения приоритетности прохождения в вузы на бюджетные места будет лежать проработанная система определения среднего балла по дисциплинам, которые школьники изучают с первого и по одиннадцатый классы. Тогда и отношение к учебе будет ответственным с момента, когда для первоклассника прозвучал первый звонок и знания будут формироваться системно и по нарастающей, а не фрагментарно в последние годы, с привлечением армии репетиторов, натаскивающих (другого слова не подберу) школьника на определенный результат в стобалльной системе координат.

Материал подготовил

заместитель директора Ярославского филиала Финансового

университета при Правительстве РФ по учебно-методической работе,

кандидат экономических наук, доцент Колесов Роман Владимирович

Уважаемые читатели!

В материале рассматривается один из способов решения проблемы проведения ЕГЭ и ОГЭ в 2020 г. Нам интересно узнать ваше мнение по данному вопросу.



подпишитесь на нас в Дзен