Разводят даже молодых: откуда мошенники узнают наши персональные данные?

«Всегда считала, что на уловки мошенников попадают только пенсионеры. Мне 32, и я едва не лишилась своих денег. Не было ничего подозрительного, позвонили с номера 900, назвали мои имя и отчество, предупредили, что в этом году истекает срок действия карты и новую мне изготовят автоматически, ее нужно будет

забрать, а потом сказали, что с моей картой совершают подозрительные операции и мне нужно срочно поставить какую-то блокировку на нее. Попросили назвать три цифры на оборотной стороне, я замялась. Сказала, что не буду решить такие вопросы по телефону и лучше приеду в банк лично. После работы заехала в офис, где получала эту карту, но там мне сказали, что они мне не звонили сегодня. Вот так чуть не попалась мошеннице, хотя все было так правдоподобно. Откуда аферисты получают настолько подробные сведения, как это могло произойти? И что делать, если звонят такие люди?» Анастасия Р., г. Ярославль (соцсети)

Отвечает начальник отдела Главного управления уголовного розыска МВД России полковник полиции Владимир ЗУБ:

- То, что жертвами мошенников обычно становятся пожилые люди, - миф. Может быть, так было в начальной стадии, когда этот вид преступлений только получал распространение. Сейчас же попасться на удочку может гражданин любого возраста и положения.

Я бы сказал, что действиям мошенников сегодня больше подвержены люди молодого и среднего возраста. Злоумышленники понимают, что далеко не все пенсионеры пользуются смартфонами, на которые устанавливается мобильный банк. Чаще всего у такой категории населения более простые средства связи, которые не позволяют осуществить преступление. Поэтому жертвами могут стать абсолютно все, в том числе работники банков и IT-компаний. Даже нам, сотрудникам МВД, поступают звонки от мошенников под видом банковских работников. Все люди сталкиваются с данными преступлениями.

Да, нередко мошенники владеют информацией о жертве. Откуда у них эти сведения? Мы сами оставляем свои данные практически на каждом шагу. Допустим, оформляем скидочную карту в каком-то магазине или заполняем анкету. Конкретно случаи завладения информацией по банковским счетам довольно редкие, ведь сами финансовые учреждения предпринимают определённые меры по защите клиентов от утечки персональных сведений.

Всё зависит от умения «развести». Используя мобильное приложение, по любому номеру телефона можно узнать, клиентом какого банка является потенциальная жертва. Назвав имя и фамилию, преступники располагают к себе потерпевшего и постепенно «выуживают» все необходимые данные. При этом какой-то полной персональной информацией о человеке и наличии у него на счёте денежных средств зачастую злоумышленники не обладают.

Бывает, что происходит утечка баз данных клиентов того или иного банка. Сотрудники уголовного розыска, конечно, работают в этом направлении, но надо понимать: контролем за утечкой данных мы не занимаемся. Существуют специальные подразделения и службы, в ведении которых защита персональных данных. Тем не менее понимаем, что такая проблема есть, и тоже фиксируем преступления. Часто видим, как на интернет-площадках появляются объявления о продаже, к примеру, нескольких тысяч персональных данных тех или иных кредитно-финансовых организаций.

Основной заслон аферистам должны ставить сами люди. Следует перестать быть излишне доверчивыми, не поддаваться на заманчивые предложения. Одним словом, проявлять бдительность. Также помните, что ни один банк и ни одна служба безопасности не будет звонить клиенту и спрашивать его персональные данные по картам и счетам. Если у вас возникли сомнения, положите трубку и сами перезвоните в ваш банк по номеру, указанному на банковской карте или в официальных источниках банка. В таких случаях не нужно перезванивать на номера телефонов, указанных в сомнительных смс-сообщениях, телефонных разговорах, а также на те номера, с которых вам поступил звонок.



подпишитесь на нас в Дзен