На Новгородчине мигрант из Узбекистана забил до смерти земляка и 15 лет был «в бегах»

На Новгородчине мигрант из Узбекистана забил до смерти земляка и 15 лет был «в бегах»
В далёком уже 2009 году с улиц новгородского райцентра Пестово пропали три человека. Все – гастарбайтеры, граждане Узбекистана.

В городе каждый из них работал полулегально, без официального оформления. Ни у одного из них близких родственников в Новгородской области не было. Поэтому никто особенно парней и не искал: уехали и уехали, может, другую работу нашли – денежнее, хоть в Новгороде, хоть в Петербурге, хоть в Москве. А свято место пусто не бывает: вместо них взяли других – тогда в Пестове шла большая стройка, и особых проблем с рабсилой не было.

Первым судьбой одного из пропавших в Пестове людей – Акбара М. – озаботился его друг Бахтиёр. Около года назад они вместе приехали в Пестово на строительство боулинга. Объект возвели, работа закончилась. Акбар остался в городе, а Бахтиёр сразу же уехал.

Разыскивать друга стал после того, как подвернулась работа в Люберцах. Вместе с собой он хотел позвать и Акбара. Но сколько ни набирал Бахтиёр его телефонный номер, ответа не было.

Обеспокоенный, он вернулся в Пестово. Пошёл по адресу, где Акбар снимал комнату. Но её хозяин лишь развёл руками: недели три, как жилец куда-то пропал, а вещи и документы оставил: вон они, в мешке – на всякий случай владелец жилплощади собрал нехитрый скарб и упаковал вещи в отдельную тару.

Никто из знакомых тоже ничего не знал о судьбе Акбара. Тогда Бахтиёр отправился в милицию и написал заявление о безвестном исчезновении человека.

Делу немедленно дали ход. В течение короткого времени удалось выяснить, что в последний раз Акбара видели в местном баре «Паук» в ночь с 26 на 27 июля 2009 года.

Нашли и некоторых из тех, кто присутствовал в зале. В частности, русских ребят Викторию и Андрея. Они рассказали, что в ту ночь к их столику подошёл знакомый узбек, которого все на русский манер звали Федей. Было обычное, непритязательное общение. Потом к ним подсели ещё двое друзей Феди, с которыми сами они раньше знакомы не были. Федя их представил: Акбар и Ахмед.

Все к этому моменту были уже сильно нетрезвы. В какой-то момент Акбар стал оказывать девушке знаки внимания. Не встретив взаимности, рванул её сумку так, что она порвалась. Это заметил Федя и принялся вразумлять своего земляка, что делать так нельзя в приличном обществе.

Конфликт, кажется, сошёл на нет. Из бара Вика ушла в сопровождении Андрея и Феди. Акбар и Ахмед ушли в другую сторону. Но спустя несколько минут, как рассказывали русские ребята, у Феди зазвонил телефон. Разговор шёл на родном для него языке, но, как поняли Вика и Андрей, звонил один из тех, с кем только что познакомились в баре.

После этого разговора Федя с ними распрощался и отправился к тому человеку, который ему только что звонил.

Больше ни Федю, ни Акбара, ни Ахмеда их русские знакомые не видели.

Из этого рассказа можно было сделать вывод, что о судьбе пропавшего Акбара могут рассказать только те двое: Федя и Ахмед.

Но их к тому моменту в Пестове уже не было. Правда, в отличие от Акбара, уезжая из Пестова, они забрали с собой все свои вещи.

* * *

Установить, кто такие Федя и Ахмед, тогда не удалось. Их знали только по именам. Ни фамилий, ни фотографий – ничего. Трудоустройство гастарбайтеров в те годы было упрощено донельзя.

По факту исчезновения Акбара возбудили уголовное дело. Но по истечении определённого времени расследование было приостановлено – за неустановлением лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности.

Оперативная работа, меж тем, продолжалась. Лишь весной 2023 года у сотрудников полиции появилась информация о том, что подозреваемые в совершении преступления установлены. И зовут их вовсе не Ахмед и не Федя. Настоящее имя перового – Кудратжон Хасанов, второго – Фарход Мадрахимов. К тому времени Хасанов находился на заработках в Москве, Мадрахимов – в Петербурге. Между собой, как выяснилось, давно уже не общались и никаких связей не поддерживали.

4 апреля 2023 года оба были доставлены в Пестово.

Рассказывает следователь по особо важным делам СУ СК РФ по Новгородской области Станислав Миловзоров:

– По-видимому, сам факт раскрытия преступления стал для них настолько шокирующим, что уже на первых допросах, проведённых с участием адвокатов и переводчика, оба стали подробно рассказывать обо всех обстоятельствах происшествия, случившегося четырнадцать лет назад. Мадрахимов сразу заявил, что к расправе над земляком сам он никакого отношения не имеет. Расправу над Акбаром Хасанов совершил, когда он – Федя-Фарход – находился в обществе русских друзей. И звонок, после которого он оставил компанию Вики и Андрея, был именно от Хасанова, который позвал его на помощь под предлогом того, что заблудился. Но когда Федя-Фарход пришёл к речке, где находился Хасанов, увидел, что Акбар лежит на земле, не подавая признаков жизни.

На первоначальных допросах сам Хасанов дал признательные показания. Рассказал, что ссора с Акбаром началась уже после того, как они остались вдвоём и отошли к речке – на достаточное расстояние от бара «Паук».

Из показаний Кудратжона Хасанова на предварительном следствии:

– Когда мы сидели на берегу реки, раздосадованный из-за неудачной попытки познакомиться с девушкой Акбар вдруг стал предъявлять мне претензии. Не найдя свой телефон, начал обвинять меня в краже. Очень сильно ругался, оскорблял не только меня, но и мою мать, мой род. Я сильно разозлился, и, так как тоже был пьян, со всей силы ударил Акбара кулаком в область головы, в висок. Он упал на песок, стал хрипеть. Я испугался, позвонил Фарходу. Когда тот пришёл, мы вместе оттащили Акбара в сторону от людного места, в кусты. Я держал за ноги, а Фарход – за руки.

Потом с участием Хасанова была проведена проверка показаний на месте происшествия. Сейчас бара «Паук» уже нет, на его месте – мирная «Пятёрочка», а вот в точке на берегу реки, где случилась кульминация конфликта между Хасановым и Акбаром, практически ничего не изменилось. Спустя четырнадцать лес узбекский гость узнал пейзаж, а потом подробно рассказывал, где именно они сидели с другом-недругом, как ударил его, куда оттащили тело.

– На тех допросах, – продолжает следователь СК Станислав Миловзоров, – Хасанов особо подчёркивал, что потерпевший «грязными словами» оскорблял весь его род, а это для них – смертельный грех, табуированная тема: такое не прощают. В показаниях Хасанова и Мадрахимова было лишь одно противоречие: Хасанов утверждал, что тело потерпевшего они вместе оттащили в кусты, а Мадрахимов говорил о том, что, увидев, в каком состоянии Акбар, он сразу же развернулся и пошёл обратно. При своих они остались и при проведении очной ставки.

* * *

«В сознанке» Кудратжон Хасанов оставался недолго. Ещё в период предварительного следствия, на дополнительном допросе, заявил, что оговорил себя. Объяснить изменение показаний убедительно не смог, в качестве одного из доводов приводил, например, такой: мол, переводчик плохо выполнял свою работу, и он не всё правильно понял, а протоколы подписал, не читая.

В суде стал говорить, что и драки-то никакой с Акбаром не было, они якобы, действительно, заблудились, и Фархода он вызывал только для того, чтобы тот указал дорогу. Согласно показаний Хасанова в суде, когда приятель добрался до берега реку, оттуда они ушли вдвоём, потому что отправлялись к русским друзьям Фархода. А там была девушка Вика, к которой Акбар приставал, и это ей не понравилось. Так что, утверждал в суде Хасанов, он попросил Акбара, чтобы тот за ними не шёл – во избежание нового конфликта.

– Поскольку эта версия противоречила всем доказательствам, добытым в ходе следствия, а также показаниям самого Хасанова на первоначальных допросах, суд расценил её как попытку уйти от ответственности, – сказала руководитель Объединённой пресс-службы судов Новгородской области Мария Воробьёва.

Пестовский районный суд назначил Кудратжону Хасанову наказание в виде 8 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Одним из смягчающих обстоятельств признано наличие шестерых детей. Все они находятся в Узбекистане. На протяжении всех этих лет Хасанов так и мигрировал: между своей исторической родиной и Россией. У погибшего, кстати, тоже остался ребёнок. Прежде чем перебраться на работу в Пестово, он успел пожить в Боровичах: местная девушка и стала матерью. Но к моменту пестовских событий они уже расстались и отношения не поддерживали.

Удалось проследить и судьбу телефона погибшего Акбара. Как выяснилось в ходе следствия, спустя лишь сутки после ЧП Хасанов предложил Феде-Фарходу его приобрести. Но у того денег не было, и он показал телефон ещё одному земляку. Тот его и купил. Но, по объяснениям этого человека, проработал гаджет совсем недолго – плохонький был.

В ближайшее время Хасанов будет доставлен в одну их исправительных колоний, а Федя-Фарход вернулся в Петербург к привычной для себя работе таксиста. Кстати, по свидетельству следователя СК Станислава Миловзорова, по-русски этот человек изъясняется намного лучше товарища: зря время не терял.

Алексей КОРЯКОВ,
Пестово

(Имена некоторых свидетелей изменены. – Прим. ред.)



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: Су СК Рф по Новгородской области